- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
- разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов различного типа в условиях обвального спада производства и разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;
- стимулирование вложений в человека, накопления «человеческого капитала» (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального мастерства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.
1.3.5 МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
К числу главных направлений деятельности государств по стабилизации социальной ситуации в стране и в интересах восстановления доверия населения к курсу реформ следует отнести:
- ориентацию экономической политики на содействие расширению занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
20
- становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
- отладку механизма увязки формирующегося рынка образовательных услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие системы адаптационного обучения, внутрифирменной подготовки кадров; усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗОТом РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности, на муниципальном и региональном уровнях.
Соответственно основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются:
- выработка и введение действенных стимулов для ускорения становления многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;
- реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- законодательное оформление существования кооперативной собственности и народных предприятий, отвечающих российским традициям, с целью легализации реальной занятости, в том числе в
«челночном» бизнесе, инофирмах;
- становление и развитие муниципальной собственности;
- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ, отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования;
- введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов;
- совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; содействия адаптации персонала к изменению их структуры и качества; расширение практики общественных работ.
21
1.4 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Бюджет фонда занятости и его структура могут оказывать влияние на целевые группы населения и даже на макроэкономическую ситуацию. Бюджет политики на рынке труда условно можно разделить на постоянную и переменную части. Постоянная включает пособия по безработице и материальные выплаты иждивенцам. Расходы по таким выплатам зависят от принятой системы пособий, которая устанавливается законом. Служба занятости не имеет права корректировать размер выплат, их периодичность и другие параметры. Поэтому затраты по выплатам носят условно-постоянный характер и зависят от трех переменных: числа получателей, продолжительности выплаты и ее размера. Возможности сокращения расходов находятся в зависимости от «щедрости» системы пособий, способности службы занятости предотвратить случаи получения пособий незаконным путем и наличия других эффективных программ, цель которых – сокращение периода безработицы, а следовательно, и периода получения пособий.
Бюджет таких программ, как обучение для целей трудоустройства, субсидирование занятости и создание рабочих мест, меры в отношении инвалидов, более гибок и во многом зависит от политической ориентации и финансовых возможностей государства. Как правило, на основе установленных финансовых параметров и приоритетов служба занятости определяет объемы и доступ к программам целевых групп (молодежь, длительно безработные и т. д.).
Административные расходы службы занятости занимают особое положение. Главные их направления – администрирование системы выплат пособий, управление программами в самой службе занятости. Учитывая, что большая часть таких расходов идет на управление программами, их также относят к затратам на активные меры.
Таблица 1 дает представление об изменениях в структуре бюджета Фонда занятости РФ. Обращает на себя внимание относительное уменьшение активных расходов с 71,3 % в 1994 г. до 34,1 % в первом полугодии 1997 г. Показательно, что это сокращение произошло преимущественно в результате свертывания программ поддержки рабочих мест. С точки зрения влияния прямого создания рабочих мест на «выход» из числа безработных данные программы сыграли положительную роль. Косвенно об этом свидетельствует позитивная динамика «выхода» из числа безработных именно в период, когда их численность была максимальной. Такого рода программы существенно дороже других средств повышения «коэффициента выхода» (обучение, интенсивное консультирование и т. д.), но их использование представлялось оправданным в период жесткого дефицита вакансий. Однозначно оценить роль программ создания рабочих мест как «избыточных» нельзя и сегодня. Они могут дать позитивный эффект в регионах с неблагополучным соотношением безработных и вакансий, если ориентированны на четкие целевые группы (длительно безработные, например) и не направлены на финансовую поддержку крупных и крупнейших предприятий. |Структура расходов на программы и услуги политики занятости (фонда | |занятости) 1 | | |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. | |Наименование статей | | | | | |расходов и доходов | | | | | | |в % к|в % к|в % к|в % к|в % к|в % к|в % к|в % к| | |ВВП |расхо|ВВП |расхо|ВВП |расхо|ВВП |расхо| | | |дам | |дам | |дам | |дам | |Программа занятости |0,16 |58,6 |0,42 |80,0 |0,23 |80,7 |0,23 |78,8 | |Профессиональное |0,02 |5,9 |0,04 |8,4 |0,03 |8,8 |0,02 |7,5 | |обучение и социальная | | | | | | | | | |адаптация |0,02 |5,9 |0,04 |8,4 |0,02 |8,2 |0,02 |6,8 | |профессиональное | | | | |0,002|0,7 |0,002|0,7 | |обучение | | | | | | | | | |социальная адаптация |0,07 |24,0 |0,13 |24,4 | |13,5 | |5,4 | |Организация общественных| | | | |0,04 | |0,02 | | |работ и поддержка |0,06 |22,8 |0,11 |21,8 | |9,1 | |3,9 | |рабочих мест | | | | |0,03 |0,7 |0,01 |0,2 | |создание и сохранение | | | | |0,002| |0,000| | |рабочих мест |0,003|1,2 |0,01 |2,6 | |3,8 |5 |1,3 | |компенсационные выплаты | | | | | | | | | |и субсидии к заработной | | | | |0,01 | |0,004| | |плате | |28,7 |0,25 |47,2 | |58,3 | |65,9 | |общественная работа и |0,08 | | | | | | | | |временная занятость | |24,3 |0,19 |37,1 |0,17 |53,4 | |62,6 | |Программы материальной |0,07 |4,4 | |10,1 | |5,0 |0,19 |3,3 | |поддержки лиц, |0,01 |41,4 |0,05 |20,0 |0,15 |19,3 | |21,2 | |признанных безработными |0,12 | |0,10 | |0,01 | |0,18 | | |пособия и материальная | |4,4 | |3,8 |0,06 |3,6 |0,01 |3,2 | |помощь |0,01 |37,0 |0,02 |16,2 | |15,8 |0,06 |18,0 | |выплаты досрочных пенсий|0,10 | |0,08 | |0,01 | | | | | | | | | |0,05 | |0,01 | | |Услуги и | | | | | | |0,05 | | |административные расходы| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Информационные услуги и | | | | | | | | | |разработки | | | | | | | | | |Административные расходы| | | | | | | | | |Активные меры |0,20 |71,3 |0,28 |52,8 |0,12 |41,7 |0,10 |34,1 | |Активные программы |0,1 |29,9 | |32,8 |0,1 |22,3 |0,0 |12,9 | |Услуги и |0,1 |41,4 |0,2 |20,0 |0,1 |19,3 |0,1 |21,2 | |административные расходы|0,08 |28,7 |0,1 |47,2 |0,17 |58,3 |0,19 |65,9 | | | | |0,25 | | | | | | |Поддержка доходов | | | | | | | | | |Всего расходов на |0,28 |100,0|0,52 |100,0|0,29 |100,0|0,29 |100,0| |программы и услуги | | | | | | | | |
Вместе с тем, неблагоприятным является отсутствие в бюджете таких программ, как профессиональное обучение безработных, замещающих программы создания рабочих мест. Вероятно, к концу 1997 г. расходы на обучение не превысят ѕ соответствующих расходов в 1996 г. (в сопоставимых ценах), а расходы на организацию общественных работ окажется в три раза ниже.
Сокращение расходов повлекло за собой уменьшение числа вовлеченных в программы безработных: среднемесячное число обучающихся, например, в 1997 г. снизилось более чем в три раза по сравнению с 1995 г., участников общественных работ – в 1,6, оформленных на досрочную пенсию – в 3 раза.
Сокращение расходов и численности участников программ произошло не во всех регионах в силу различной их финансовой достаточности. Возникает вопрос: можно ли определить минимальную границу требуемых средств в случае их распределения между регионами пропорционально реальной потребности?
Для достижения заметного положительного эффекта необходима некая критическая масса расходов на проведение программ и предоставление услуг. Определение расходов на основе принципа абсолютной минимизации расходов создает иллюзию эффекта. Равно как и наиболее дешевые программы чаще всего создают видимость деятельности, но не приносят позитивного результата.
Чтобы воздействие на официальную безработицу в нашей стране приводило к ее сокращению через «результативный» выход, уровень расходов на активные меры должен составлять примерно 0,02 – 0,03 % ВВП на каждый процент общей безработицы. Это означает, что доля таких расходов в ВВП России в 1996 г. должна была составить 0,26 %, или 5,6 трлн. руб.
«Оптимальный» бюджет, помимо усиления его активной части, содержит и ряд изменений структурного характера. Во-первых, в расчетах «погашена» задолженность по выплатам пособий по безработице. Во-вторых, активная часть бюджета предполагает замещение субсидий предприятиям на поддержку рабочих мест расширением программ
24 обучения безработных. В-третьих, субсидируемая занятость ограничена программами временной занятости (общественными работами). В-четвертых, к профессиональному обучению для рынка труда отнесены и целевые мероприятия, адресатом которых является молодежь (0,02 % ВВП, или 451 млрд. руб.). В- пятых, в административные расходы включены затраты, связанные с организацией интенсивного консультирования в рамках «клубов ищущих работу» и т. д. Итоговые расходы на программы и услуги примерно вдвое превышают расходы, произведенные в 1996 г. Норматив формирования фонда занятости должен был бы составить 2-2,3 % фактического фонда оплаты труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16