Рефераты. Политика занятости






p>Таблица 3

Показатели некоторых статей расходов фондов занятости в ряде регионов

России за 9 месяцев 1995 и 1997 гг. (в % к совокупным расходам)
| |Уровень |Доля в общих расходах затрат на:|
| |регистрируемой | |
| |безработицы* | |
| | |выплату пособии |содержание |
| | |по безработице |службы |
| | | |занятости |
|РФ в целом |2,8 |29,2 |12,3 |
| | | | |
| |2,8 |56,8 |16,7 |
| |0,4 |3,2 |5 4 |
| |0,7 |23,3 |18,5 |
| |0,8 |9,3 |7,7 |
| |0,8 |33,7 |18,3 |
| |0,9 |11,8 |6,1 |
| |1,3 |32,0 |22,5 |
| | | | |
| |0,7 |4,6 |29,3 |
| |1,3 |47,8 |22,0 |
| | | | |
| |10,7 |57,5 |8,5 |
| |6,9 |60,7 |19,9 |
| | | | |
| |7,7 |54,5 |11,3 |
| |5,8 |74,5 |16,7 |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Москва | | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|месяцев lyyi 1. | | | |
|Оренбургская область| | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Белгородская область| | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Смоленская область | | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Ивановская область | | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Владимирская область| | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |


* Данные об уровне безработицы приведены на 1.10 1995 г. и 1.10 1997 г.

По той же причине (из-за сокращения абсолютных размеров средств, собираемых в фонд занятости) за последние два года возросла доля расходов на содержание служб занятости. Вопреки многочисленным критическим высказываниям о расточительности служб занятости информация, которой мы располагаем, свидетельствует о том, что условия труда их работников крайне тяжелые, а оплата труда не превышает оплату труда работников бюджетной сферы, при этом им приходится общаться с весьма сложным контингентом граждан. Более того, сейчас численность работников служб занятости зависит от уровня безработицы в районе. Там, где уровень безработицы высокий и собираемость налогов низкая, расширение их штатов ограничено финансовыми ресурсами, хотя потребность в них высока. Согласно данным нашего обследования, нагрузка на одного работника службы занятости в районах с уровнем безработицы выше 10 % составляет от 50 до 90 человек в день. Но и уровень расходов на содержание службы в таких районах крайне высок - в некоторых из них он достигает 75 % собираемых средств. Отсюда рождается миф, что на содержание аппарата расходуются огромные средства, но при этом забывают о мизерности собранных средств. Кроме того, расширяются функции районных служб (по сути, ставшие обязательными) в связи с натурализацией выплат пособий (пересчет страховых взносов из натуральных в денежные единицы, пересчет выплачиваемых натурой пособий в денежные единицы, содержание и обслуживание складов натуральной продукции, поступающей от предприятий, и т.п.). На этом фоне в октябре 1997 г. Минтруда РФ принимает решение о 10-процентном сокращении штатов государственной службы занятости.
Если бы речь шла о центральном аппарате (Министерстве труда и социального развития РФ), то такой шаг можно было бы только приветствовать. Но названная мера коснулась в основном районных центров занятости, которые уже сейчас не в состоянии справляться со всеми проблемами и увеличивающейся нагрузкой по мере роста реальной, а не регистрируемой безработицы.

Дефицит региональных фондов занятости повлек за собой и сокращение поступлений в федеральную часть фонда занятости. Статистика ее формирования показывает, что эти поступления значительно ниже законодательно установленного уровня в 20 %. Если за 9 месяцев 1995 г. уровень отчислений в федеральную часть фонда в среднем по России был равен 12 %, то за тот же период 1997 г. - лишь 3,8 %. В результате задолженность регионов перед федеральной частью фонда занятости составила к осени 1997 г. более 500 млрд. руб. Основными должниками по-прежнему являются регионы-доноры с низким уровнем безработицы. Так, на протяжении последних трех лет хроническими должниками выступают Белгородская, Смоленская области и
Республика Саха (Якутия). Уровень регистрируемой безработицы в названных регионах не превышал в 90-е годы 1,4 %,а размер отчислений в федеральную часть фонда занятости за 9 месяцев 1997 г. составил: для Республики Саха
(Якутия) - 5,5 % (2,4 % за весь 1996 год); для Белгородской области - 0,1 %
(1 % за весь 1996 год). Смоленская область в 1997 г. денег в централизованную часть фонда занятости вообще не перечисляла, а в 1996 г. процент отчислений составил 6,7 %. Ставропольский край (уровень регистрируемой безработицы - 1,7 %) сократил отчисления в федеральную часть фонда с 15,8 % в 1995 г. до 0,03 % за 9 месяцев 1997 г.

Между тем потребность в наращивании централизованной части фонда занятости возрастает. Во-первых, увеличивается число дотационных регионов
(за последние два года оно возросло еще на 14 субъектов Федерации, и общее число регионов, нуждающихся в дополнительной финансовой поддержке из федеральной части фонда занятости, составило к осени 1997 г. 56). Во- вторых, растущие дефицит региональных фондов занятости и задолженность по выплатам пособий поставили ряд регионов в полную зависимость от поступлений из федеральной части фонда занятости, ставших основным источником выплат пособий в минимальных размерах.

Снижение уровня регистрируемой безработицы — очередной российский парадокс?На основании официальной статистики безработицы можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет пережила период экономического подъема, позволившего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. Если проанализировать региональные данные, то легко увидеть, что в некоторых регионах экономический подъем граничил с экономическим "чудом", в результате чего безработица сократилась за тот же период в несколько раз. Правда, наблюдается любопытная закономерность - чем выше уровень безработицы в регионе, тем больше там снизился уровень регистрируемой безработицы. Например, в Ивановской области безработица росла до середины 1996 г., а за последующие полтора года сократилась в два раза (с 13,3 % в июле 1996 г. до 6,7 % в октябре 1997 г.). В Республике
Ингушетия, но официальным данным, за вторую половину 1996 г. названный показатель уменьшился в три раза: в середине 1996 г. здесь наблюдался беспрецедентный уровень безработицы - 22,5 %, но в новый 1997 год республика вошла с показателем безработицы 10,9 %, который продолжал снижаться и достиг в июле 1997 г. 7,1 % (см. табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Изменение уровня регистрируемой безработицы в некоторых регионах России в

1996~1997 гг.
| |1.01.1996 г.|1.07.1996 |1.01.1997 |1.07.1997 г.|1.11.1997 |
| | |г. |г. | |г. |
|РФ в целом |3,2 |3,6 |3,4 |3,2 |2,8 |
|Ивановская |11,9 |13,3 |11,1 |8,1 |6,7 |
|область | | | | | |
|Владимирская |8,8 |8,8 |7,5 |6,4 |5,7 |
|область | | | | | |
|Республика |6,7 |8,0 |8,4 |7,6 |6,9 |
|Дагестан | |,0 | | | |
|Республика |23,3 |22,5 |10,9 |7,1 |7,5 |
|Ингушетия | | | | | |


Источник: данные Федеральной службы занятости.

К сожалению, чуда не произошло и снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием растущего дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей служб занятости оказывать помощь безработным. Система формирования средств фондов занятости (неплохо работавшая до осени 1995 г.) перестала соответствовать не только растущему числу претендентов на получение пособия по безработице (регистрируемых безработных), но и потребностям финансирования программ, осуществляемых согласно закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Из-за абсолютного уменьшения налоговых поступлений в региональные фонды, натурализации этих выплат, невыплат многими регионами отчислений в федеральную часть фонда занятости перестала работать система перераспределении средств на федеральном уровне. Это еще более ухудшило положение на рынке труда многих регионов, затронув прежде всего такое важное направление работы служб занятости, как переподготовка безработных.
Формально доля расходов государственного фонда занятости на переподготовку в 1997 г. практически не изменилась по сравнению с 1995 г. (соответственно
5,9 и 6 %). Однако потребность в приобретении но вой специальности через посредство службы занятости существенны возросла, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы. Но именно в них расходы на переподготовку за последние два года резко сократились: в Ивановской области - почти в два раза, в Псковской в три раза, во Владимирской - в два с половиной раза и т.д.

Федеральный центр, к сожалению, не отреагировал на изменение ситуации в регионах. Чиновники Министерства труда и социального развития РФ по- прежнему утверждают, что безработные больше ориентируются на материальную помощь со стороны государства в виде пособия по безработице, чем на переподготовку. Однако большинство руководителей районных служб занятости
(86,3 %) не согласились с данной точкой зрения.

Немало безработных (примерно 1/3, по мнению директоров служб занятости) отказываются от переобучения по финансовым причинам Получая стипендию в размере пособия по безработице, безработные но имеют средств на оплату проезда до места обучения и обратно, проживания и питания в процессе обучения, если учебный центр находится на значительном расстоянии от их места жительства. Масштабы Рос сии и неразвитость сети профподготовки дают основания полагать, что для большинства безработных, живущих за пределами областных столиц, центры переподготовки недоступны не из-за нежелания учиться, а по причине отсутствия необходимых денежных средств.

Несмотря на улучшение официального показателя напряженности на рынке труда, рассчитываемого как численность незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости, приходящихся на одну вакансию, возможности трудоустройства через службы занятости, подбора вакансий сократились еще больше. 40 % безработных вакансии не предлагались ни разу.
Но и предложение вакансий само но себе еще не свидетельствует о реальном трудоустройстве. В С.-Петербурге осенью 1997 г. мы проинтервьюировали несколько незанятых в возрасте до 20 лет, обратившихся в межрайонную службу по трудоустройству, созданную Комитетом по труду и занятости С.-Петербурга специально для незанятого населения, предваряя их регистрацию на биржах труда. Эти молодые люди без опыта и стажа работы обращались в службу не менее двух раз, где им предлагались вакансии, но трудоустроиться они так и не смогли. Проблема в том, что информация о вакансиях быстро устаревает и к моменту обращения они бывают уже заполнены (особенно пользующиеся повышенным спросом на рынке труда).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.