Рефераты. Пути и методы разрешения международных конфликтов на примере региона Юго-Восточной Европы






Хронология развития балканских кризисов, составной частью которых были межюгославянские противоречия, а также войн с третьей четверти XIX века до настоящего времени выстраивается в цепочку: 1875-1878; 1908; 1912-1914-1919; 1941-1950; 1991-1995-1999. Как видно, эти кризисы и порождавшие их процессы имели собственную динамику и периодизацию, которые не всегда совпадали с динамикой и периодизацией общего развития Европы и международных отношений в глобальном масштабе.

Балканские кризисы в XIX-XX веках возникали по сугубо внутренним причинам. В их основе лежали и лежат этнические и политические процессы, протекавшие в регионе, в первую очередь процесс национального самоопределения каждого народа. Но в зависимости от состояния международных отношений и господствовавших в них в каждый данный момент тенденций возникало несколько вариантов развития: по способу разрешения - мирным или военным путем, по масштабу - сохранение кризиса в рамках двусторонних отношений, в границах региона или придание ему глобального характера.

Балканский кризис 90-х - отнюдь не первый военный кризис в этом регионе, приобретший международный масштаб. Первая Балканская война была проявлением совместной борьбы за национальное самоопределение четырех балканских народов, три из которых были южнославянскими. Им противостояла Турция - государство, принадлежавшее иной культуре и цивилизации, в течение нескольких веков, поддерживавшее свое господство вооруженной силой. В известном смысле со стороны Сербии это была война за Югославию, которая продолжилась во время первой мировой войны. Она носила в известной мере этнический, но не религиозный характер.

Причиной Второй Балканской войны были этнотерриториальные притязания победивших государств, обусловленные все теми же процессами национального самоопределения нескольких народов, проживавших на одной территории. Она была вторым (после сербо-болгарской войны 1885-1886 годов) случаем превращения межэтнических противоречий в межгосударственные по мере обретения балканскими (в том числе и родственными южнославянскими) народами государственной независимости. В этой войне религиозный фактор не играл никакой роли, а на первом месте стояли территориальные притязания государств. Увертюра к первой мировой войне была сыграна межславянскими и внутрибалканскими противоречиями.

Балканский кризис продолжился во время первой мировой войны, будучи одновременно одной из ее причин и составных элементов. Это обстоятельство и позволяет объединить события на Балканах 1912-1920 годов (когда были подписаны последние мирные договоры с Венгрией и Турцией в рамках Версальской системы, касающиеся и границ на Балканах) в один период.

Новый балканский кризис, подготовленный и ростом внутренней межэтнической напряженности в Югославии, и обострением этнотерриториальных проблем на Балканах в целом, стал по сути Третьей Балканской войной, развернувшейся в рамках второй мировой. Это были одновременно и внутригосударственные социальные и межэтнические (Югославия, Греция), и межгосударственные, внутрирегиональные вооруженные конфликты. Это проявилось и в оккупации Болгарией части территории Сербии и Греции, а также в межэтническом конфликте на территории Югославии, в котором участвовали как псевдонезависимые и псевдонациональные государственные образования, так и силы сопротивления оккупантам. Они вели между собой борьбу за будущую государственность - или за восстановление Югославии (в форме либо централистского государства - Д. Михайлович, либо этнотерриториальной федерации - И. Б. Тито), или за распад на моноэтнические независимые государства.

Эта война была одновременно и порождением межвоенной Югославии, где экстремизм порождал экстремизм, и войной за ее освобождение и восстановление. Хотя религиозный момент в значительной степени присутствовал в этом столкновении "всех против всех", но в основе его лежал процесс национального самоопределения этнически родственных народов, на протяжении многих веков проживавших на одной территории совместно и (или) чересполосно. Она соединила в себе две стороны процесса национального самоопределения: национального освобождения и разрешения взаимных этнотерриториальных споров между южнославянскими и балканскими народами вооруженным путем.

Третья Балканская война в иной форме продолжилась в Греции, в событиях в которой активное участие принимали Федеративная Народная Республика Югославия, Болгария и Албания. Если вооруженные конфликты на Балканах послужили прологом к первой мировой войне, то гражданская война в Греции стала эпилогом второй. Но вновь межэтнические (в том числе и межславянские), внутрирегиональные (балканские) и глобальные противоречия сплелись в тугой узел.

Война, начавшаяся в 1991 году, стала уже войной не только против Советской Федеративной Республики Югославия, но и против Югославии в принципе. Югославянские народы, несмотря на этническое родство, отказались от совместного государства как формы национального самоопределения каждого из них.

Каждая из противоборствующих сторон стремилась осуществить возведенный в абсолют принцип XIX века "одна национальность - одна территория - одна нация - одно государство". Во многом конфликт был обусловлен борьбой между вновь образовавшимися независимыми посткоммунистическими государствами за улучшение своего стратегического, военно-политического и экономического положения.

Югославия представляла собой многонациональное государство, состоявшее из 6 республик и двух автономных краёв в составе Сербии. Единство страны обеспечивалось единой национальной политикой, вниманием к народам и народностям, населявшим федерацию, властью и силой её лидера Иосиф Броз Тито, однопартийной системой и многоуровневой системой самоуправления. Однако после смерти Тито в 1980 году, страну охватил глубокий и всесторонний кризис. Обозначились серьезные проблемы в экономике, когда экономическая стагнация грозила перерасти в затяжной экономический кризис. С середины восьмидесятых очевидным стал кризис политической системы, росла напряженность в межнациональных отношениях. На рубеже десятилетий страна искала пути выхода из создавшейся ситуации и пыталась начать комплексную реформу: в хозяйственной сфере намечался переход на модель рыночной экономики, в политической — к многопартийности, во внешней политике рассматривалась возможность новых приоритетов.

Главными внутренними факторами ослабления югославского государства в конце 80-х годов стали: отсутствие единого экономического пространства, интегрированного рынка, а следовательно, экономический изоляционизм республик; федерализация Союза коммунистов Югославии а затем распад партии и крах коммунистической самоуправленческой идеологии как цементирующих единство федерации элементов; крах идеи югославизма и замена ее национализмом; кризис политической системы, ослабление вертикали власти и перенос центра тяжести власти с уровня федерации на уровень республик; паралич центральных органов власти, отсутствие политической воли и ограниченность средств у руководства страны для преодоления центробежных тенденций; противостояние двух концепций дальнейшей судьбы Югославии, одну из которых (дезинтеграцию) поддержало в дальнейшем мировое сообщество; осложнение межнациональных противоречий, историческая память о сербско-хорватских конфликтах; незапрограммированность на «компромисс» руководства Сербии и Черногории, отсутствие компромисса у руководства этих республик в отстаивании идеи югославизма, иллюзорность надежд на объединение всех сербских земель, отсутствие опыта политического прогноза, неподготовленность к политическому противостоянию идеям (и конкретным шагам) сепаратизма. Линия усиления противоречий шла по вертикальной оси «центр — республики», затем переместилась на горизонтальное направление: «республика — республика», «республика — край» и «народ — народ». Эта усиливающаяся тенденция встречала слишком слабое сопротивление на своем пути, а на вертикальной оси поддерживалась всей законодательной системой и практикой югославского федерализма и самоуправления.

В этих условиях Словения и Хорватия делали всё возможное, чтобы начать процесс отделения от Социалистической Федеративной Республики Югославия. Руководство страны тогда не ставило под сомнение единство страны, так как в 1990 — первой половине 1991 годов не было ни одного государства или международной организации, включая и НАТО, которые на официальном уровне поддержали бы тенденции к дезинтеграции Югославии. Поэтому Югославия была спокойна в отношении сохранения федерации. На заседании Совета министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе в декабре 1990 года была принята Декларация об отношениях с Югославией, где подчеркивалось, что сохранение целостности Социалистической Федеративной Республики Югославия является непременным условием начала переговоров о предоставлении ей статуса ассоциированного члена ЕС[40]. Еще в марте 1991 года, по мнению двенадцати стран, «объединенная и демократическая Югославия имеет самые большие шансы на интеграцию в новую Европу»[41]. В июне 1991 года на берлинской конференции Совет по Безопасности и Сотрудничеству Европы была единогласно принята Резолюция о сохранении Югославии. Таким образом, в первой половине 1991 года ЕС считало, что только «объединенная и демократическая Югославия имеет шанс интегрировать в новую Европу»[42], и поэтому первые варианты урегулирования и государственного устройства всей Югославии, предложенные ЕС осенью 1991 года, основывались на необходимости сохранить Югославию.

Тем не менее, в июне 1991 года, заявив о своём отделении от федерации, Словения и Хорватия положили начало распаду федерации. Распадалась страна трудно, с конфликтами, войнами, жертвами и беженцами. Мировое сообщество поддерживает процессы, имеющее место в регионе.

Единство западных стран и международных организаций по поводу сохранения Югославии не продлилось долго. В начале 1991 года Президент Хорватии Ф.Туджман направил президенту США Дж. Бушу обращение с призывом защитить демократию в Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговине от «коммунистического диктата» Сербии и Югославской народной армии. Оппозиция в американском конгрессе призвала оказать помощь «некоммунистическим» республикам Югославии. Америка ввела в действие экономические орудия, и в мае 1991 года Конгресс США принял решение приостановить американскую помощь Югославии по причине попирания демократии — блокирования руководством Сербии выбора представителя Хорватии (Стипе Месича) на пост председателя Президиума Социалистической Федеративной Республики Югославия.

Первоначально ЕС координировало свои усилия с СБСЕ. В конце июня 1991 года по предложению Германии в рамках СБСЕ был создан Консультативный комитет Центра по превентивному предотвращению конфликтов с местом прописки в Вене. И уже 1 июля Комитет принял Декларацию о выводе войск Югославской Национальной Армии из Словении и Хорватии вместо того, чтобы запретить нерегулярные формирования в этих республиках и деятельность, направленную на раскол федерации. Аргументами было то, что офицеры Югославской Национальной Армии в большинстве своем были коммунистами, а руководство «антизападно и антилиберально» настроено.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.