В результате чего Украина окажется в роли проигравшей стороны – может начаться процесс пересмотра границ не только с Молдовой (Северная Буковина, и три исторических южных молдавских уезда), но и с Россией (Крым, восточные регионы), Румынией (Херца), Польшей и Венгрией (Западная Украина).
Итак, 5 июня 1995 года, в Тирасполе, подписывается «Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем», где в 3-м пункте закрепляется официально присутствие Украины в качестве гаранта, наряду с ОБСЕ и Россией:
«Республика Молдова и Приднестровье обращаются к Российской Федерации, Украине и ОБСЕ быть гарантами соблюдения настоящего соглашения».
И, хотя данное соглашение не имело принципиального значения для хода переговорного процесса, так как стороны и ранее заявляли о своей готовности к поддержанию мира и стабильности в регионе, Украина вновь вступает в процесс урегулирования Приднестровского процесса.
Необходимо отметить, что, действительно, переговорный процесс заметно оживился в период с июня 1995 по июль 1996 года. Подписывается ряд документов, имеющих техническое значение, но, в результате которых, был подписан важный документ, известного как «Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», подписанный 8 мая 1997 года в Москве.
Этот документ станет ключевым звеном переговорного процесса на ближайшие годы. Впервые принцип «общего государства» появился именно в Меморандуме о путях нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем, который был подписан в Москве 8 мая 1997 года:
«11. Стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 года»[71].
Этот термин был включен в документ по настоянию тогдашнего министра иностранных дел России Евгения Примакова. Основная проблема при этом состоит в разном толковании этого понятия молдавской и приднестровской сторонами. Кишинев считает, что это государство – Республика Молдова, которая готова предоставить особый статус Приднестровскому региону. Молдавская сторона предлагает Приднестровью статус территориально-автономного образования в составе Республики Молдова. Как известно, приднестровская сторона исходит из иных посылок при решении этого вопроса. Она видит общее государство, а, следовательно, по большому счету, урегулирование конфликта - как союз двух суверенных, независимых государств, двух равных субъектов международного права - Республики Молдова и Молдавской Приднестровской Республики. При этом справедливо умалчивается, что последнее, так называемое «государство», никем не признано и не обладает суверенитетом.
Несмотря на то, что стороны согласились иметь общую экономику, об общем экономическом пространстве Молдовы и Приднестровья можно говорить только во внешнеэкономическом аспекте. Приднестровская продукция реализуется на мировом рынке как продукция Республики Молдова, с использованием молдавских квот и молдавского таможенного законодательства. Но во внутриэкономическом аспекте Приднестровье имеет самостоятельную экономику[72].
Основная проблема состоит в том, что после событий 90-го года, в силу объективных и субъективных причин, в общественном развитии и Приднестровья и Республики Молдова были разные приоритеты. Молдова провозгласила в качестве главенствующих принципов - принципы демократии и свободного рынка. В Приднестровье попытались сохранить многое из предшествующей системы в социальном и экономическом плане. Это позволяет говорить о наличии объективных проблем, обусловленных существующими различиями в социальном и экономическом развитии. С этой целью в ноябре 1997 года подписывается «Соглашение об организационных основах социально-экономического сотрудничества между Республикой Молдова и Приднестровьем», в котором присутствуют ряд договоренностей по решению данных проблем. Руководство Республики Молдова и Приднестровья договорились о всестороннем развитии культурного и социально-экономического сотрудничества, о необходимости совместного решения проблем при осуществлении экономических реформ, об эффективном использовании имеющегося экономического потенциала.[73]
Однако, как покажет дальнейшее развитие событий, данное Соглашение не будет иметь надлежащих последствий и уже спустя пару месяцев появится необходимость в подписании очередного соглашения. 20 марта 1998 года, в Одессе, подписывается «Соглашение о мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем».
Данный подход позволил значительно активизировать переговорный процесс в целом и приблизить урегулирование приднестровской проблемы в интересах всего народа по обе стороны Днестра в целях обеспечения стабильности, безопасности и мира»[74].
Следующим своеобразным прорывом в переговорном процессе стал так называемый «план Примакова». Именно Евгений Примаков является автором термина «общее государство», заложенного в Меморандуме о нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем, который был подписан 8 мая 1997 года в Москве. Тираспольские лидеры тогда были против этой формулировки, но на таком варианте настоял Примаков, который тогда был министром иностранных дел России. Основные разногласия между Кишиневом и Тирасполем сейчас связаны именно с интерпретацией термина «общее государство». Руководство Молдовы считает, что проблема должна решаться в рамках общего государства - Республики Молдова. Администрация Приднестровья настаивает на том, что общее государство должно быть создано с учетом существующих реалий, между двумя равными субъектами - Молдовой и Приднестровьем.
В соответствии с Соглашением, едиными с Молдовой оставались только географические понятия границ ПМР и Молдовы, у каждой из сторон оставались свои вооруженные силы, органы правопорядка и органы власти, собственная валюта. Единой была только прокуратура и защита прав человека[75].
Однако, как ни странно, это соглашение не было подписано именно приднестровской стороной, по причине существования «подводных камней» в нем и полного отсутствия реальных гарантий для Приднестровского режима.
Уже в июле 2002 года, в Киеве, появляется новый план урегулирования Приднестровского конфликта. Это план появляется в несколько новых условиях для переговорного процесса. В 2001 году к власти приходит Партия Коммунистов, которая провозгласила в своей предвыборной кампании «восточный вектор». В отношениях между Кишиневом и Тирасполем наступает «потепление». При поддержке ОБСЕ, в этом плане выдвигается переосмысленная идея федерализации. В документе предлагается предоставить непризнанной Приднестровской Республике статус субъекта Молдавской Федерации. В случае принятия указанного проекта в Молдове состоится референдум и будет принята новая Конституция, предусматривающая формирование двухпалатного парламента. Таким образом, Приднестровью будет обеспечено пропорциональное представительство в молдавском парламенте. Наиболее важным является тот факт, что Статья 1 описывает Республику Молдову как демократическое федеральное государство, основанное на нормах права и республиканской форме правления.
Однако после нескольких раундов переговоров план был отвергнут, в связи с тем, что Кишинев и Тирасполь не сошлись в «формулировках» подписываемого соглашения. Представители Кишинева не хотели подписывать документ, где предлагалось построение отношений с Тирасполем на «договорной основе», что влекло за собой фактическое признание «правосубъектности» Приднестровья. Переговорный процесс снова зашел в тупик. Итак, Процесс мирного урегулирования приднестровского конфликта, продолжающийся в течение более десяти лет, пока не привел к конкретным результатам.
Летом 2004 года, переговорный процесс по политическому урегулированию был прерван рядом споров, порой потенциально взрывоопасных, между Кишиневом и Тирасполем по поводу спорных полномочий и накладывающейся и неразделенной четким образом юрисдикции местных администраций. В этот период Миссия ОБСЕ приложила немало усилий в попытках разрешить ряд дестабилизирующих кризисных ситуаций и возобновить переговорный процесс по урегулированию, что удалось, наконец, сделать в октябре 2005 года. Тем не менее, приднестровская сторона отказалась продолжить переговоры после введения новых таможенных правил для приднестровских экспортных товаров в марте 2006 года, и с тех пор процесс продолжает оставаться приостановленным.
Прошедшая в Кишиневе 26-27 марта 2008 года вторая Международная конференция на тему «Урегулирование приднестровского конфликта в контексте европеизации Молдовы» практически закончилась безрезультатно. Итоги конференции наглядно продемонстрировали, что утверждения президента Молдовы господина В.Воронина о скором разрешении молдо-приднестровского конфликта не более чем миф, а окончательное урегулирование этого конфликта - дело отдаленного будущего.[76]
Подводя итог рассмотрению процесса урегулирования приднестровского конфликта можно отметить, что процесс урегулирования приднестровской проблемы затягивается отсутствием политической воли по решению этого вопроса со стороны молдавских участников. В то же время наблюдаются не всегда здоровые попытки сыграть на урегулировании для получения различного рода политических, электоральных и иных выгод, не имеющих ничего общего с этой сложной проблемы.
Растет конкретное внимание международных организаций к этой проблеме. Просматривается определенный ажиотаж, стремление быть основным миротворцем и со стороны международных участников процесса урегулирования. Подобное соревнование не способствует совместной, координированной и оперативной деятельности по разрешению последствий данного конфликта.
В исследовательской работе успешно выполнена поставленные в ходе разработки тематики цель и задачи, а именно анализ путей и методов урегулирования международных конфликтов, используя опыт стран региона Юго-Восточной Европы, не охватив в комплексе весь регион, лишь территории бывшей Югославии и Республики Молдова.
Следующие задачи решены: определена сущность международного конфликта, рассмотрены фазы развития международного конфликта с выявлением особенностей каждого этапа – возникновение, развитие, окончание – и возможные варианты разрешения/непримирения сторон.
Выявлены основные механизмы их урегулирования, уделяя внимание двум основным механизмам – дипломатическому и правовому. Выявляется изменчивый характер миротворческого процесса (в рамках таких международных организаций как ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ) на основе трансформации глобализирущейся международной системы. Внимательно рассмотрен механизм политических переговоров, представляющий наиболее эффективный в разрешении спора. Выявлены этапы переговорного процесса, их специфика и непосредственно роль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15