Рефераты. Пути и методы разрешения международных конфликтов на примере региона Юго-Восточной Европы






Военная структура СООНО подвергается реорганизации. После принятия Резолюции № 871 (октябрь 1993), продлевающей мандат СООНО, стали образовываться три подчиненных командования: СООНО Хорватия со штабом в Загребе, СООНО Босния и Герцеговина со штаб-квартирой в Киселяке и СООНО Македония со штабом в Скопье. Эти три командующих подчинялись Командующему Силами, который, наряду с гражданским и административным компонентами действовал под общим руководством Специального представителя Генерального секретаря ООН Сайрус Вэнса.

Общая сумма расходов миротворческой операции на территории бывшей Югославии с 12 января 1992 года по март 1996 года составила 4 616 725 556 долларов США.

Войсковые подразделения свою миссию выполняли в униформе своей национальной армии, отличительным знаком был голубой берет или каска, а также нарукавная повязка с эмблемой ООН. Солдаты ООН, оснащенные легким стрелковым оружием, открывать огонь имели право только в случае прямого нападения. Гражданские полицейские и военные наблюдатели оружия не имели.

Главный штаб СООНО находился в Загребе, куда стекалась информация со всех уголков Боснии, Македонии, Сербии и Хорватии. Все службы ежедневно готовили отчеты по своей линии, которые обобщались и систематизировались. Загреб в свою очередь постоянно информировал ООН в Нью-Йорке, готовил отчеты о положении в каждом подразделении и миссии в целом.

В целом деятельность СООНО  не смогла полностью выполнить свои основные задачи: в Хорватии предотвратить вооруженные действия и защитить сербское население от нападения хорватской армии, приняв решение 10 августа 1995 года  вывести войска СООНО. Однако ей удалось поспособствовать подписанию соглашений о мирной интеграции Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, населенных в большинстве своем сербам в Хорватию. Что касается Боснии и Гецеговины, где миротворческие силы ООН имели одну единственную задачу — «открыть сараевский аэродром Бутмир для приема гуманитарной помощи, продуктов питания и медикаментов»[52], из-за угрозы угрозы безопасности аэропорта, отмечалось в докладе Б. Бутрос-Гали, связанной с частыми обстрелами самолетов, как со стороны сербов («в основном»[53]), так и со стороны мусульман, вынуждены были перейти к сотрудничеству с силами НАТО.

Таким образом, тенденция перехода к новой концепции миротворчества проявлялась отчетливо. На югославскую арену постепенно заступает Североатлантический Союз. Б. Бутрос-Гали в начале 1994 года приветствовал тесное сотрудничество ООН и НАТО, сказав, что уже было согласовано, что НАТО будет действовать в случае необходимости, консультируясь с представителем СООНО.

В декабре 1992 года НАТО заявила о своей готовности оказывать поддержку миротворческим операциям под эгидой Совета Безопасности ООН. С этого времени НАТО приняла ряд ключевых решений, ведущих к операциям военно-морских и военно-воздушных сил НАТО. В июле 1992 года корабли НАТО, входящие в состав постоянного соединения объединенных военно-морских сил НАТО в Средиземном море, при поддержке патрульных самолетов авиации НАТО, начали операции по контролю и наблюдению в Адриатике. Эти операции были предприняты НАТО самостоятельно в поддержку эмбарго ООН на поставки вооружения в отношении республик бывшей СФРЮ (Резолюция № 713) и санкций против СРЮ (Резолюция № 757).

В Североатлантическом договоре, подписанном в Вашингтоне 4 апреля 1949 года, говорится, что члены альянса «обязуются урегулировать любые международные споры мирными средствами с тем, чтобы не создавать угрозу миру и безопасности, и будут избегать в своих международных отношениях угрозы силой или применения силы в любых формах, несовместимых с целями ООН»[54]. В статье 6 очерчены границы зоны действия альянса, Балканы в нее не входили.

С сентября 1992 года начинается процесс постепенного, поэтапного «проникновения» этой организации в структуру миротворческих сил. Согласно полномочиям, полученным резолюциями № 836 и 913 (1994 год), все планы применения силы в Боснии и Герцеговине отныне разрабатывались совместными усилиями НАТО и СООНО. Присутствие оперативных представителей НАТО в штабе СООНО в Загребе значительно увеличилось. Первой операцией НАТО была атака в Боснии и Герцеговине четырех сербских самолетов, нарушивших зону, запрещенную для полетов. 28 февраля 1994 года они были сбиты двумя американскими истребителями F-16.

Основной функцией сил НАТО в бывшей Югославии была защита персонала СООНО, которая осуществлялась в основном воздушной поддержкой. Однако с подписанием Дейтонских соглашений в ноябре 1995 года оговаривалось долговременное присутствие сил НАТО на территории Боснии и Герцеговины, а силы будут действовать под руководством, управлением и политическим контролем Североатлантического совета через командные инстанции НАТО. Участие других государств в операции в Боснии и Герцеговине должно быть предметом соглашения между таковыми государствами-участниками и НАТО. Благодаря подписанным соглашениям, НАТО впервые в истории своего существования не только расширила свои полномочия, но и вышла за обозначенные в Североатланитическом договоре 1949 года границы зоны действия альянса.

Дейтонские соглашения закрепили вмешательство НАТО в урегулирование конфликта на территории бывшей Югославии. Речь идет и о географическом расширении зоны действия альянса, и о проверке его способности к выполнению новой миссии контроля кризисных ситуаций регионального масштаба «посредством ограниченного применения военной силы»[55].

Как отмечалось ранее 20 декабря 1995 года произошла официальная передача функций СООНО войскам НАТО в Боснии и Герцеговине. С декабря 1995 года контингент миротворцев в Боснии и Герцеговине стал называться Миссией ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ). ООН отводилась определенная роль в формировании полицейских сил. Совет Безопасности учредил 21 декабря Специальные международные полицейские силы ООН и гражданский офис ООН сроком на один год с возможным продлением мандата, призванные способствовать осуществлению Дейтонского соглашения. Однако полный контроль в Боснии и Герцеговине стали осуществлять Силы по выполнению соглашения (СВС), а фактически НАТО. Хотя США неоднократно заявляли, что выведут свои войска из Боснии и Герцеговины, никто не сомневался в их долгосрочном присутствии в этом регионе.

Тому стала причиной проблема провинции Сербии Косова. НАТО начала военную операцию в Косово в марте 1999 года, чтобы прекратить гуманитарную катастрофу и восстановить стабильность в провинции. Авиационная кампания Альянса Операция Эллайд форс продолжалась 78 дней и была направлена против Сербии и Черногории. С помощью операции в Косово НАТО не только стремилась «защитить албанцев от этнических чисток. Со времени развертывания Сил для Косово (СДК) в июне 1999 года НАТО столь же твердо намеревалась защитить живущих там этнических сербов от подобных действий»[56]. Так как вопрос о статусе самопровозглашенного Косово не решен, мандат НАТО в провинции, основанный на резолюции 1244 Совета Безопасности и Военно-техническим соглашении между НАТО и югославской армией, расширен. Первоначальный мандат предусматривал удержание югославских и сербских сил от возобновления угроз и боевых бедствий против Косово; создание безопасной обстановки и обеспечение общественной безопасности и порядка; разоружение Армии  освобождения Косово; поддержку международных гуманитарных усилий; координацию действий и поддержку международных гражданских организаций. «Теперь Альянс стремится к созданию безопасной обстановки, в которой могут мирно жить все граждане, независимо от этнического происхождения, и в которой про помощи международного сообщества может начать развиваться демократия.»[57]

Такие организации, играющие важную роль в поддержке безопасности и укреплении демократии как ЕС и ОБСЕ, принимали второстепенное участие в попытках мирно урегулировать конфликты на территории бывшей Югославии. В частности, они посредством резолюции 1244 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, учувствовали в миротворческих операциях под эгидой ООН и Североатлантического Альянса.

Таким образом, попытки урегулирования конфликтов столкнулись с такой проблемой, как «ускользающая» природа успеха, то есть его ограниченность. Кроме того, наблюдаемая тенденция увлечения военными операциями. Однако довольно большая часть конфликтов не может быть урегулирована при помощи операций по поддержанию мира, а тем более принудительными операциями с использованием военной силы. Как сказал в 1995 году Бутрос Бутрос-Гали: «Если у главных действующих лиц конфликта отсутствует политическая воля разрешить проблему, ООН не сможет принудить их к миру»[58].

Вышеупомянутые проблемы ООН (несоответствие между мандатами и средствами, используемые в урегулировании конфликтов) осложняются еще и тем, что ООН, будучи создана в иное время и с иными целями, сегодня столкнулась с необходимость серьезных реформ. Необходимость преобразования ООН становится все более очевидной. Скорее всего, столь же очевидной является и необходимость ее сохранения. Но до сих пор не понятно, может ли ООН трансформироваться, сохранив преемственность и авторитет единственной всемирной организации, призванной предупреждать и преодолевать конфликты. Возможно, одна из задач в том, чтоб ООН давала подряд другим международным организациям (как в Боснии). Во всяком случае предпринятая НАТО попытка силового разрешения конфликтов на территории бывшей Югославии без санкций ООН гораздо больше проблем породила, нежели разрешила. Но, следует признать и то, что имеющиеся в распоряжении международного сообщества законные средства не всегда достаточны для реагирования на возникающие качественно новые ситуации. Крайне сложной остается проблема суверенитета и вмешательства с целью урегулирования конфликта.

§3. Приднестровский конфликт в рамках мирного урегулирования споров в Юго-Восточной Европе.  

Путь пост­рое­ния демократического государства Республики Молдова, как и в республиках распавшейся Социалистической Федеративной Республики Югославия, начался с вооруженного конфликта.

Создание кризисной ситуации в Республике Молдрва берет свое начало в конце 80-х го­дов, когда в советских республиках поднимают голову националис­тиче­с­кие движения. Отделение Приднестровья и раскол Молдовы началось там же, в конце 80-х годов, когда в Кишиневе усилиями некоторых представителей творческой интеллигенции – писателями, журна­лис­та­ми, поэтами и другими ее представителями – был сформирован На­ро­д­ный Фронт. Тогда впервые на политическом уровне прозвучали при­зы­вы об изменении названия молдавского на румынский язык, со всеми вы­текающими последствиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.