Рефераты. СНГ: на пути к экономическому союзу






В последнем случае, с одной стороны, они будут испытывать одни и те

же шоки, а с другой стороны, снизятся негативные эффекты внешнеторговой

уязвимости. В результате этого появится международная (региональная)

валютная система, скорее напоминающая не выраженную явно зону немецкой

марки, чем реально существующую ЕВС. Несомненно, сохранится механизм

структурного кредитования со стороны России, а существующие

наднациональные валютные органы (в первую очередь Валютный комитет)

будет играть роль контрольного органа.

Такое решение будет приемлемым в случае более тесной координации

национальных денежно-кредитных политик. Однако нет необходимости в де-

нежной и финансовой конвергенции во “европейском” смысле этого слова:

вся эта надстройка будет иметь черты временного, переходного сооружения.

Возможно, в более отдаленном будущем, как только закончится

дезинтеграция постсоветской международной валютной сферы, страны, которые

образуют “ядро” валютной системы СНГ, приступят к более сложным этапам

финансовой итеграции.

Особые роль и ответственность в становлении экономического союза стран

СНГ принадлежит, несомнено, России. Ее общий экономический потенциал

превышает потенциал любой из остальныхреспублик бывшего СССР. Так, на долю

России приходилось в 1990 г. свыше 62% основных фондов и 66%

промышленного производства Союза. При этом здесь сосредоточены подавляющая

часть научно-технического потенциала, а также свыше 70% реализуемой на

мировых рынках продукции. Пооценкам, российский вклад в создание конечного

продукта в остальных республиках СССР достигал в среднем 54%. Да и

теперь Россия занимает ведущее место в товарообороте практически всех

независимых государств, входивших прежде в СССР. К тому же в большинстве

из них влиятельные позиции в производстве и бизнесе занимают представители

русской диаспоры.

Как показывает практика, проводимые в России преобразования политической

и хозяйственной конъюктуры непосредственно отражаются на экономической

ситуации в масштабах Содружества. Можно без преувеличения утверждать, что

в условиях сохраняющейся всесторонней взаимозависимости, тем более при

открытых, или по меньшей мере проницаемых границах, любые решения

российских властей оказывают во многом определяющее воздействие на ход

событий в соседних странах. В свою очередь экономическое положение в России

в немалой степени определяется уровнем и характером ее сотрудничества со

странами ближнего зарубежья.

Поэтому вопрос о том, быть или не быть экономическому союзу в СНГ, и

если быть, то каким, зависит в решающей степени от позиции России, от того

курса, который она изберет в своих отношениях с участниками Содружества.

Конечно, если судить по официальным документам и заявлениям российских

руководителей, то принципиально вопрос кажется решенным в пользу СНГ:

развитие интеграции между его членами, сохранение и обновление общего

экономического пространства.

Однако вполне очевидно, что на деле такой курс проводится крайне

непоследовательно, со многими сбоями и отступлениями. Это прежде всего

подтверждает практика проведенная рыночной реформы, ни темпы, ни основные

мероприятия которой, начиная с либерализации цен, не являются предметом

серьезного согласования в Содружестве. Аналогичным образом вряд ли

соответствует курсу на интеграцию меры по ужесточению режима взаимных

обменов, включая распространение на них системы лицензирования и

квотирования, экспортных пошлин и т.п.

В последнее время, уже после договоренности (май 1992 г.) о разработке

документов, касающихся образования экономического союза государств СНГ.

имели место новые акции, которые, если и не взрывают, то во всяком случае

серьезно осложняют совместную работу. В первой половине июля появилось

межправительственное заявление о неотложных мерах по углублению

экономической интеграции России, беларуси и Украины, которое было подписано

без ведома других стран СНГ, а потому вызвало у них естественные

подозрения в сепаратизме. Вопреки имеющимся соглашениям, этот шаг открыто

направлен на отгораживание от партнеров и был предпринят не только без

какого-либо согласования с ними, но и без предупреждения.

Чтобы уверено двигаться по пути к экономическому союзу, на наш

взгляд, нужна прежде всего ясная и последовательная российская политика,

единая для всех органов власти, занимающихся вопросами отношений с ближним

зарубежьем. Неотложной задачей становится выработка четкой, рассчитанной

на перспективу российской концепции сотрудничества с государствами

ближнего зарубежья, которая предусматривала бы в качестве важнейшего

приоритета ориентацию на открытость российской экономики по отношению к

участникам экономического союза. Концепция должна содержать систему

конкретных мер, обеспечивающих неукоснительное соблюдение различными

звеньями российской власти достигнутых договоренностей, слаженную

работу ведомств и организаций по выполнению принятых обязательств.

Другое важное условие состоит, как представляется, в том, чтобы

использовать в отношениях с партнерами по СНГ гибкую тактику, учитывающую

возможности и интересы каждого из них, включающую силовые методы и

допускающую промежуточные компромиссные решения.

С этих позиций вызывает сомнение оправданность настойчивого

подчеркивания с российской стороны необходимости отказа во имя

экономического союза от государственного суверенитета. Это дает повод для

обвинения России в попытках установить свою гегемонию. Между тем в

современном взаимозависимом мире никто не абсолютизирует суверенитета, во

всяком случае, не считает, что его умаляет в какой-то степени участие в

различных международных организациях и союзах. Реальное наполнение,

которое скоординированные действия, соответствующие международно-правовым

нормам, а не навязывание воли одних стран другим.

Под тем же углом зрения вряд ли можно считать обоснованным притязание

некоторых российских участников переговоров на обеспечение преобладающих

позиций РФ в совместных органах в ущерб принципам равноправия. Впрочем, и

упор, который делается ими на необходимость “наднациональных” решений и

органов, выглядит мало соответствующим нынешним реалиям. На предоставление

России особого статуса в экономическом союзе партнеры явно не пойдут, а

возможность принятия “наднациональных” решений большинством голосов может

представлять опасность для интересов самой России. Оптимальный вариант, на

наш взгляд, состоит в том, чтобы сотрудничества, принимались бы с общего

согласия тех, кто намерен в нем участвовать.

С этих позиций для России представляется принципиально важным не

отталкивать от экономического союза всех тех, кто хотел и мог бы реально

в нем участвовать.

Вместе с тем при заявленном единстве намерений обращают на себя

внимание серьезные различия в понимании сути экономического союза. В

дискуссии по этому вопросу явно просматривается ограничение интересов ряда

государств СНГ получением свободного доступа к закупкам на российском

рынке энергоносителей, прежде всего нефти, а также важнейших сырьевых

товаров. При этом имеется в виду, что цены на энергоносители в России пока

остаются ниже мировых. Явно односторонний подход проявляется и в

расчетах на возможный якобы в условиях общего рынка отказ от

сбалансированности на межгосударственном уровне взаимных поставок и

платежей, что само по себе “похоронит” проблему возврата России долгов со

стороны большинства государств Содружества.

Такой, во многом упрощенный подход к экономическому союзу формирует

у ряда российских федеральных ведомств отрицательные в принципе отношение

не только к экономическому, но и таможенному союзу. Защита экономических

интересов России видится им в установлении полновесных таможенных границ

и введения общепринятых таможенных пошлин. Это позволит, по их мнению, не

допустить продажи энергоносителей и сырья странам Содружества по ценам,

более низким, чем мировые, и уравнять эффективность торговли России с

ближним и дальним зарубежьем.

Строить на неэквивалентном торговом обмене отношения с

государствами ближнего зарубежья и субсидировать их через цены,

бесперспективно. Но отказываться от интеграции, по меньшей мере,

недальновидно. Искать решение нужно в создании согласованного механизма

взаимоотношений.

Исходя из интересов России, можно привести следующие аргументы в

пользу ее движения к экономическому союзу с государствами Содружества.

Объективной силой, активно воздействующей на интеграционный процесс

в ближнем зарубежье, остается сложившаяся за многие годы существования в

едином хозяйственном комплексе СССР система экономической

взаимозависимости. Речь идет о сложившемся в рамках единого государства

территориальном разделении труда с высокоспециализированными и

кооперативными производствами, единой сетью коммуникаций, общьностью

технологий, технических условий и стандартов. Например, известно, что

машиностроение отличается особо высокой степенью кооперации производства.

Государственное размежевание привело к тому, что около половины его

производственных мощностей оказалось в ближнем зарубежье, связи скоторым у

российских предприятий заметно нарушились. Гораздо острее встают такие

проблемы в экономике других государств ближнего зарубежья, для

большинства из которых потребности в энергоресурсах и многих важных

изделиях обеспечиваются в основном за счет российских поставок. По

подсчетам, полный разрыв межреспыбликанских хозяйственных связей привело

к сокрашению конечного потребления в России балее чем на треть, в

остальных же республиках - в седнем почти в шесть раз. В этих условиях,

без восстановления жизненно необходимых хозяйственных связей между

Россией и другими бывшими республиками СССР вряд ли возможна стадилизация

экономики.

Еще важнее экономический союз России с государствами СНГ в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.