уровень и уровень коммерческих банков, усилия по поощрению мобильности
частного капитала будут вязнуть в неблагоприятном международном финансовом
климате.
Что касается международной валютной системы стран СНГ, то необходимо
отметить, что если в ЕВС можно увидеть в некотором роде соперничество за
финансовую стабильность, то в СНГ, напротив, призывы к объединению
пострублевых валютных систем с российской денежной системой были просто
формой состязания за право эмитировать деньги. Другими словами,
руководящие валютные органы республик стремились найти (временное) решение
совершенно иных проблем, чем те, с которыми сталкивается ЕВС. Для
продвижения вперед эффективного внутререгионального валютного
сотрудничества, т.е. для того, чтобы отгородиться от остального мира,
национальные экономики, входящие в СНГ, должны, как это ни парадоксально,
находиться примерно на то же уровне развития валютной системы, что и
ведущие страны мира; чтобы стать вровень с долларом США, нужны такие
валюты, как немецкая марка, французский франк, английский фунт стерлингов,
а не карбованец (увы, и не российский рубль). Иначе, как показывает
практика СНГ, члены Содружества почти неизбежно будут смотреть на
международные (региональные) финансовые механизмы как на временное
средство для поддержания валют в течении определенного срока, и внешний
мир будет во всяком случае выглядеть более привлекательным, чем
внутрирегиональная валютная интеграция.
Постсоветские страны распределяются только между двумя из четырех
обобщенных групп валютного режима, представленных в таблице. В России,
Беларуси, на Украине, в Казахстане, Кыргыстане, Молдове, Армении и Грузии
действует или режим независимо плавающей валюты, или (Беларусь) другие
режимы управляемого плавания - оба режима принадлежат к обобщенной группе
более подвижного режима. Ни одна страна СНГ не имеет режима “составной
валюты” или режима “ограниченной подвижности по отношению к одной валюте
или группе валют”. Это значит, что даже те члены СНГ, которые с наибольшей
вероятностью могут ядро Содружества, не имеют ни возможности, ни желания -
по крайне мере сейчас - присоединиться к ЕВС или заключить аналогичные
соглашения в постсоветском экономическом пространстве. Что касается трех
прибалтийских государств, то там ситуация, конечно, несколько иная,
потому сто соглашения об ассоциации с ЕС, которые они подписали в июне
1995 г., и вытекающий из них статус свободной торговли, по всей
вероятности, заставит эти республики очень тщательно изучить “за” и
“против” присоединения к ЕВС, несмотря на связь литовской валюты с
долларом США, а латвийский - с СДР (этот вывод неоднозначен, учитывая
тесную связь эстонской валюты с немецкой маркой, в чем проявляется
тенденция, которая вероятнее всего скажется и на ЕВС в целом). В отличие
от формирования ЕВС, образование постсоветской междуна-родной валютной
системы не имело четкого теоретического обоснования. Однако это не
означает, что за этим процессом не стояло вообще никакой философии: она
действительно существовала, но это была “философия принудительной
интеграции”, т.е. защиты национальных интересов в неблагоприятном
окружении (“дать меньше, взять больше”) - с одной стороны, и уменьшения
потерь - с другой. Страны СНГ, склонные к “розовому оттенку” в
экономической политике, колеблются между системами, если пользоваться
терминами европейской валютной интеграции, “образца 1997 г.”, между
проектами единой валютной системы, похожими на “третью стадию”, и идеями
многостороннего клиринга, потому что они занимаются в основном срочном
насущими проблемами без ясного понимания системного характера логически
непротиворечивых подходов. Те, кто с энтузиазмом прилагают опыт валютной
интеграции в Западной Европе к условиям СНГ, игнорируют политическое
отношение постсоветских эконотемы. Учитывая нынешние центробежные тенденции
в том, что касается относительной значимости отношений внутри СНГ,
структуру взаимной торговли и расхождение национальных экономических
механизмов, трудно представить, что, при улучшении финансовой ситуации,
постсоветские экономики рискнут создать общую валютную систему.
Заключение.
Механизм экономической интеграции, и в частности интеграции в
финансовой сфере, в Европейском Сообществе/Европейском Союзе всегда был
образцом для интеграции в других частях мира, включая постсоветское
экономическое пространство. Опыт интеграции в Западной Европе является
своеобразным примером для понимания проблем и нахождения путей для их
решения. Однако ни принципы и правила, ни понимание определенных стадий
процесса интеграции, развития институтов и разработки соглашений не
остаются неизменными, когда они переносятся на другие регионы, даже в
пределах Европы.
Недавняя история Европейского валютного союза дает практически урок
для СНГ. Из опыта наших соседей мы узнали, что валютная интеграция может
привести к сложным проблемам и как раз тогда, когда она приближается к
своей высшей стадии; что, будучи сам по себе логически последовательным,
принятый график может подвергнуться пересмотру ичто может потребоваться
выполнение некоторых предварительных соглашений для того, чтобы
дальнейшее движение вперед стало возможным; и еще важнее то, что иногда
лучше следовать естественному ходу развития международной (региональной)
валютной системы, а не изобретать что-то лучшее. Как следует из
настоящей работы, коллективная валюта, какой бы убедительной она ни была в
теории, не может противостоять конкуренции с национальными валютами и
превратиться в настоящие деньги, если не реализованы механизмы,
намеченные на третью стадию Европейского валютного союза, хотя они и могут
показаться преждевременными. Переходные экономики должны быть особенно
осторожными в своих инициативах в области международных валютных отношений.
Вероятно, в рамках СНГ следует создать “ядро” валютной системы,
которое будет ведущей ролью рубля. Такая система может иметь форму
механизма периодически пересматриваемой привязки, в которой другие валюты
стран-участниц этого механизма будут привязаны к рублю. В новейшей
экономической литературе по проблемам рыночной трансформации широко
признается, что, учитывая приоритетность задачи привнесения конкуренции
извне и превращения мировых рыночных цен в ориентиры для национальными
производителями, обменные курсы не должны быть абсолютно подвижными.
Конечно, в существующих условиях валютная привязка в рамках СНГ вряд ли
достижима - не потому, что правительства не могут принять решение о том,
какой следует установить обменный курс, а просто потому, что такая привязка
не имеет смысла, пока не улучшится финансовый положение в странах,
которые могут образовать “ядро” валютной системы СНГ. Как только финансовая
ситуация в переходных экономиках более или менее стабилизируется, будет
стоять вопрос не о том, следует ли осуществлять валютную привязку, а о
том, как это лучше сделать.
Однако механизм периодически пересматриваемой привязки нельзя
считать абсолютно желательным даже применительно к зоне свободной торговли
или таможенному союзу, потому что его эффективность зависит от степени
открытости национальной экономики, от доли стран-партнеров во
внешнеторговом обороте каждой страны ( эта доля должна по крайней мере
превышать долю любой третьей страны), и - что еще важнее - от
последовательности финансовой политики страны и стабильности ее
приоритетов. На деле в переходной экономике финансовые приоритеты в
течении финансового года претерпевают почти регулярные изменения. Так,
инфляционная ситуация потребность в финансировании бюджетных расходов
необходимость компенсировать потери, причиненные импортерами
протекционистскими мерами - все эти факторы определяют различные типы
валютно-денежной политики. Общность финансовых приоритетов может быть
достигнута только при сравнительной однородности национальных экономических
механизмов, относительной гармонизации процессов социально-экономической
трансфор-мации и успешном осуществлении экономических реформ.
Трудно представить, что в СНГ валютная привязка может производиться по
отношению к общей валюте, такой, как ЭКЮ, потому что “коллективная”
валюта требует,
во-первых, высокой степени международной финансовой конвергенции,
во-вторых (что для рассматриваемого вопроса имеет особое значение),
взаимной уверенности в твердой решимости стран-партнеров
стабилизировать финансы (помимо двусмысленной проблемы оптимальной валютной
зоны).
Кроме того, не следует преувеличивать роль ЭКЮ, поскольку она не
является обычным посредником в международных расчетах. При то, что
платежи внутри СНГ в большинстве случаев осуществляется в российских рублях
или долларах США, возникает проблема обеспечения рублевой массы для этой
цели. Снабжение рублями может быть обеспечено на базе рублевой
стабильности, которая дестимулирует экспорт и поощряет импорт.
Последнего, нелегко добиться, потому что финансовые ресурсы на российском
денежном рынке истощены, что тормозит инвестиции, а приток капитала из-за
границы незначителен. Однако, если следующее российское правительство
предпримет попытку ускорить финансовую реинтеграцию СНГ, российские
производители будут обвинять его в подрыве сотрудничества в рамках СНГ и
одновременно в поощрении импорта в ущерб отечественным производителям.
Трудно также представить, что валюты СНГ будут привязаны к доллару США
или любой другой твердой валюте ввиду недостатка ликвидности (резервов
твердой валюты), который мешает проведению валютных интер-венций. Скорее
это будет все-таки российский рубль. Однако такая система имеет смысл
только при условии что,
во-первых, рубль сам будет привязан (вероятнее всего, к доллару США) ,
во-вторых, что страны-партнеры сохранят сравнительно высокую степень
взаимной торговли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12