Рефераты. Посредничество






числу которых можно отнести, например, конфликт на Корейском полуострове,

конфликты по проблемам национального самоопределения, многие конфликты на

территории бывшего СССР и т.д.

Посредничество более эффективно, если оно проходит на нейтральной

территории, а не на территории конфликтующих сторон. В этом случае важную

роль играет чисто психологический фактор.

Наконец, в различных конфликтных ситуациях предпочтительны разные

посредники. Например» Л. Крисберг подчеркивает, что неофициальные

посредники действуют более успешно по сравнению с официальными, если хотя

бы один из участников конфликта не представляет государство. Неофициальному

посреднику легче понять такого участника конфликта, правда, отрицательным

моментом здесь является то, что посредничество требует больше времени.

В целом же необходимо иметь в виду, что перечисленные условия

эффективности посреднической деятельности следует рассматривать как некие

предварительные ориентиры. Конфликты крайне разнообразны и сложны, поэтому

существует множество исключений из общих правил.

§2. Моменты, благоприятные для посредничества.

Один из наиболее широко обсуждаемых вопросов касается времени, когда

третья сторона должна вмешиваться в конфликт, чтобы ее деятельность была

успешной: только ли после обращения к ней конфликтующих сторон или ей

следует предлагать посреднические услуги самостоятельно, не дожидаясь

просьбы? Иными словами, какое — испрашиваемое или предлагаемое —

посредничество обычно более эффективно?

Вообще, как показал американский исследователь Р. Баттеруорс,

проанализировавший международные конфликты с 1945 по 1974 гг., на практике

вмешательство третьей стороны обычно происходит тогда, когда конфликт уже

разгорелся, особенно когда он достиг вооруженной стадии развития (см. табл.

1)[17] и становится очевидной опасность расширения конфликта.

Таблица 1.

Частота вмешательства третьей стороны на различных фазах развития

конфликта (по Р. Баттеруорсу)

|Фаза развития конфликта |Частота |

| |вмешательства |

|До проявления враждебности |64 |

|Проявление враждебности, но без вооружённых столкновений |38 |

|Вооружённые столкновения |117 |

|После прекращения вооружённых столкновений |26 |

|После окончания конфликта |10 |

Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, в какой момент

развития конфликта все же лучше вступить третьей стороне. Одни авторы

полагают, что не следует торопиться с вмешательством, поскольку считают

самостоятельное подключение третьей стороны к урегулированию конфликта

малоэффективным. А если оно еще и основано на методах принуждения, то может

вести к расширению конфликта.

Проблема же состоит в том, что участники конфликта ищут помощи третьей

стороны, как правило, лишь в случае сложного и длительного конфликта. Часто

к ней обращаются только после того, как в силу вступят факторы, связанные с

проявлением насилия. В результате позднего вмешательства в конфликт многие

возможности его урегулирования оказываются упущенными. Поэтому другие

авторы полагают, что чем раньше третья сторона подключится к

урегулированию, тем быстрее и легче можно будет найти взаимоприемлемое

решение. Именно посредничество на ранних стадиях позволяет участникам

конфликта избежать тупиковых ситуаций, а также проявления насильственных

действий.

Обе точки зрения имеют под собой определенные основания. В зависимости от

характера конфликта в одних случаях целесообразно раннее, самостоятельное

вмешательство третьей стороны, в других — подключение к конфликту на более

поздних стадиях его развития. Конкретные рекомендации здесь дать сложно, но

все-таки чаще официальное посредничество оказывается более эффективным в

тех случаях, когда оно чуть запаздывает и стороны имеют возможность прийти

к выводу, что самим им с конфликтом не справиться. Этот вывод следует из

результатов, полученных швейцарским исследователем Д. Фрайем, рассмотревшим

64 международных конфликта в период с 1964 по 1974 гг., которые

урегулировались с помощью посреднических усилий третьей стороны.

Вмешательство на официальном уровне было более успешным, если оно

происходило на достаточно поздних стадиях развития конфликта и если при

этом интенсивность конфликта была слишком высока. В то же время нельзя не

учитывать тот факт, что ожидание благоприятного момента для вмешательства в

конфликт связано с большим риском. Участники могут оказаться в

эскалационных ловушках, и им будет крайне сложно выйти из конфликта, «не

потеряв лицо», даже, несмотря на помощь посредника.

В целом же, определяя момент вмешательства третьей стороны, следует иметь

в виду, что, с одной стороны, подключившись конфликту раньше, посредник

имеет возможность предупредить его дальнейшую эскалацию и расширение, а с

другой стороны, при более позднем вмешательстве он имеет дело с более

сильной мотивацией сторон к тому, чтобы искать решение мирным путем. В

спорной ситуации посредник помогает участникам осознать необходимость

нахождения взаимоприемлемого решения, а вмешательство его в конфликт на

заключительной стадии способствует поиску такого решения.

Другая проблема — в какой момент развития конфликтных отношений

вмешательство какого посредника наиболее целесообразно. Дж. Рубин,

основываясь на стадиях развития конфликта, предлагает схему, в которой

показан наиболее эффективный момент подключения посредника к конфликту в

зависимости от того, кто выступает в его качестве (см. табл. 2)[18].

Таблица 2.

Целесообразность вмешательства в конфликт различных посредников в

зависимости от стадии его развития

|Фаза конфликта |Стадия |

| |Эскалация |Спорная |Поиск решения |

| |конфликтных |ситуация |проблемы |

| |отношений | |мирными |

| | | |средствами |

|Частное лицо |+ |+ | |

|Исследователь-практик |+ |+ | |

|Официальный представитель | |+ |+ |

|Региональная организация |+ |+ | |

|Международные НПО | | | |

|Международные организации | |+ |+ |

|Малые государства | |+ |+ |

|Большие государства и |+ |+ |+ |

|сверхдержавы | | | |

Заметим, что согласно приведенной выше схеме, деятельность посредника,

обладающего значительными силовыми рычагами (крупные державы), эффективна

на всех трех стадиях развития конфликта. В остальных же случаях

эффективность посреднической деятельности ограничивается одной или двумя

стадиями. Однако следует иметь в виду, что нередко крупные державы излишне

полагаются на использование рычагов давления (финансовая, экономическая

помощь и т.п.) и мало внимания уделяют анализу интересов сторон. Лучше с

подобной задачей справляется тот посредник, у которого нет особо силовых

рычагов воздействия.

Решение вопроса о том, какой посредник и когда наиболее эффективен, в

немалой степени зависит от того, какие задачи он должен решить. Задачи же

эти, как отмечалось ранее, различаются, в том числе, и в зависимости от фаз

урегулирования конфликта. Так, при прекращении насильственных действий и

установлении диалога возникает необходимость выявления того, кто реально

может сесть за стол переговоров. Здесь официальный посредник более

эффективен для разработки повестки дня и достижения договоренностей о

встрече делегаций, в то время как неофициальный посредник может лучше

помочь неофициальному обмену мнениями.

В ходе самих переговоров, ведущихся на официальном уровне, важен

официальный статус посредника — основание для выполнения им посреднических

функций во время переговорного процесса. На этой фазе могут быть эффективны

государства и межправительственные организации.

При выполнении соглашений с задачами мониторинга лучше всего справляются

межправительственные организации; использовать силовые рычаги влияния на

конфликтующие стороны могут крупные державы, развитию же диалога немало

способствуют неофициальные посредники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Сегодня практически во всех конфликтах в той ли иной форме участвуют

посредники. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в нынешних условиях

выход из конфликта путём переговоров является жизненно важным не только для

непосредственных его участников, но и для других членов мирового

сообщества. Посредничество достаточно гибкий способ воздействия на конфликт

с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев

принимается населением и не вызывает негативных реакций.

Сегодня необходимо создавать сеть как официальных правительственных, так

и неофициальных посреднических организаций, которые бы дополняли друг

друга, взаимодействовали друг с другом, постепенно заполняли собой все

конфликтующие ячейки нашего общества. Само собой разумеется, что на

возникающие конфликтологические структуры должны ложиться пропагандистские

миссии. Им необходимо показывать, что мирный путь решения конфликта

является оптимальным, в то время как силовой способ лишь будет загонять

проблему внутрь.

Международное сотрудничество имеет важный аспект, касающийся личности

посредников. Понятно, что в любом конфликте посредник должен восприниматься

обеими конфликтующими сторонами как человек беспристрастный, абсолютно ни в

чём не заинтересованный, кроме разрешения конфликта. Однако главная роль в

разрешении конфликтов должна быть отведена практике межгосударственного

регулирования конфликтов, включая использование механизма ООН. Однако это

отнюдь не исключает, что наряду с межгосударственным регулированием может

быть применено и неофициальное посредничество как база для более широких

дипломатических шагов.

Посредничество уместно в любом случае, на любом этапе, пусть

первоначально оно будет пробуксовывать, кроме разве что одного случая –

когда в результате некомпетентности таковое начнёт, наоборот, обострять

ситуацию. Более того, оно будет дискредитировать саму идею посредничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Англо-русский дипломатический словарь (под редакцией В.С.Шах-

Назаровой).

М.,РУССО, 1999 г., 480 с.

2. Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова/. М., 1999.

3. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект

Пресс»,

1999 г., 271с.

4. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. М., 1991 г.

5. Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном

мире:

тенденции, проблемы, перспективы. //Вестник Московского Университета.

Серия 18.

Социология и политология, 1998 г., №3. С.5-10

6. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы,

решения,

технологии. //Новая и новейшая история, 2000 г., №6.

7. Луков В.Б. Современные дипломатические переговоры: проблемы развития

//Дипломатический вестник. Год 1987 /под редакцией О.Г.Пересыпкина/.

М.,

Международные отношения, 1988 г.С.117-127.

8. Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.

9. Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. Москва,

«Международные

отношения», 1970 г.

10. Родин Л. «Роль посредничества в урегулировании межнациональных

конфликтов».

Журнал «Международная жизнь», № 8/9, 1992 г. Стр. 102 -110

11. http://www.conflictologiy.narod.ru

12. http://www.5ballov.ru

-----------------------

[1] Англо-русский дипломатический словарь (под редакцией В.С.Шах-

Назаровой). М.,РУССО, 1999 г., 480 с.

[2] Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.

[3]Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект

Пресс», 1999 г.Стр.105

[4] http://www.conflictologiy.narod.ru

[5] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект

Пресс», 1999 г., 271с.

[6] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект

Пресс», 1999 г., 271с.

[7]Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном мире:

тенденции, проблемы, перспективы. //Вестник Московского Университета. Серия

18. Социология и политология, 1998 г., №3. С.5-10

[8] Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова/. М.,

1999.Стр.68

[9] Луков В.Б. Современные дипломатические переговоры: проблемы развития.

//Дипломатический вестник. Год 1987 /под редакцией О.Г.Пересыпкина/. М.,

Международные отношения, 1988 г. Стр.118.

[10] Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. Москва,

«Международные отношения», 1970 г. Стр.122

[11] Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.

Стр.73

[12] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы,

решения, технологии. //Новая и новейшая история, 2000 г., №6.

[13] Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.

Стр.79

[14] Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. Москва,

«Международные отношения», 1970 г.

[15] Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова/. М., 1999.

Стр. 122

[16] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект

Пресс», 1999 г.Стр.137

[17] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва,

«Аспект Пресс», 1999г. Стр.180.

[18] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва,

«Аспект Пресс», 1999г. 271с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.