Рефераты. Посредничество






дружественные отношения с Индией, смог установить хорошие контакты и с

Пакистаном. В результате Советский Союз получил согласие обеих стран на

осуществление посреднических услуг[16].

Посреднику необходимо быть влиятельным, обладать престижем и авторитетом.

Дж. Рубин называет такие источники его влияния, как наличие экспертных

знаний; право быть посредником (согласие обеих сторон на посредничество);

возможность получения информации от обеих сторон, в то время как каждый

посредник владеет только собственной информацией; хорошие отношения с

участниками конфликта; возможность «поощрять» и «наказывать» участников.

Требование к посреднику обладать влиянием, престижем и авторитетом и

определяет то, насколько он в состоянии воздействовать на конфликтующие

стороны. Экспертные знания позволяют посреднику быть компетентным, а,

следовательно, побуждают стороны прислушиваться к нему. Если участники

конфликта согласились на посредничество кого-либо, то тем самым они дали

ему право быть посредником и на этом основании выполняют его просьбы и

указания. Обладание информацией от обеих сторон ставит посредника как бы

«над» участниками конфликта, благодаря чему он также усиливает свое

влияние. Наконец, xopoшие отношения посредника с конфликтующими сторонами

формируют высокий уровень доверия к нему. В свою очередь наличие доверия

порождает возможность посредника воздействовать на участников.

Влияние посредника может быть симметричным, т.е. примерно равным по

отношению к конфликтующим сторонам. В других случаях влияние посредника

оказывается асимметричным, т.е. более сильным в отношении одной стороны и

менее — в отношении другой.

Во второй половине XX столетия асимметричное влияние при оказании

посреднических функций стало довольно типичным явлением. Оно повлекло за

собой частое подключение к конфликту одновременно двух, а иногда и большего

числа посредников с разными возможностями влияния на каждого из участников.

Например, боснийский конфликт в первой половине 1990-х гг., где Россия

имела относительно большую возможность влиять на сербов, а США — на

мусульман и хорватов.

Говоря о влиянии, следует иметь в виду, что не только посредник влияет на

участников конфликта, но и они в свою очередь могут оказать влияние на

него. Здесь очень важно, чтобы посредник не оказался бы под влиянием одного

из участников конфликта и тем самым не потерял бы доверие другого.

К названным требованиям, предъявляемым к посреднику, следует еще добавить

такие характеристики, как его терпение, настойчивость в поиске решений,

высокий интеллектуальный уровень. Очень важны здесь и прежние отношения

посредника с конфликтующими сторонами: чем они были лучше ранее, тем более

влиятельным будет посредник.

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ.

§1. Условия эффективности посредничества.

Снижение уровня противостояния сторон, а также их переход от попыток

разрешить противоречия в одностороннем порядке к поиску совместного пути

могут служить объективными показателями успешности посреднической

деятельности. Однако здесь есть два момента.

Во-первых, большинство исследователей и практиков исходят из того, что

результат посредничества определяется не только, и даже не столько тем,

удалось снизить напряженность и подписать, например, соглашение между

конфликтующими сторонами или нет. Его итог значительно шире и включает в

себя, прежде всего изменение отношений между конфликтующими сторонами.

Для того чтобы посреднические усилия были успешными, посредник должен

воздействовать на всю систему конфликта: на отношения между лидерами,

политическими элитами, массами. Более того, посредничество, особенно в

международных конфликтах, нередко оказывает влияние на комплекс отношений в

регионе и в мире в целом. Это означает, что успешно осуществленное

посредничество не только способствует разрешению конкретного конфликта, но

и улучшает общую атмосферу. При таком понимании соглашение — лишь возможное

внешнее проявление изменения этих отношений. Вынужденное соглашение,

которое не затронуло отношений сторон, оказывается временным и потому

малоэффективным.

Во-вторых, если ограничиться только объективными показателями

эффективности деятельности посредника (снижение напряженности, подписание

соглашений и даже изменение отношений), то остается неясной роль самого

посредника в урегулировании конфликта. Не исключено, что участники

самостоятельно нашли решение, а действия посредника в лучшем случае

оказались бесполезными. Поэтому важно учитывать не только то, как

изменились конфликтные отношения, но и то, что конкретно и как сделал

посредник. Иными словами, кроме объективных критериев следует

ориентироваться еще и на субъективные показатели. Последние отражают

степень удовлетворенности сторон посредничеством. Дж. Рубин конкретизировал

субъективные показатели, определив их как-то, в какой мере участники

считают посредничество справедливым, необходимым и результативным.

Справедливое (честное) посредничество означает, что при осуществлении своих

функций посредник одинаково относился к обеим сторонам и не пытался

«подыгрывать» ни одной из них. О необходимом посредничестве можно говорить

тогда, когда ясно, что без усилий посредника было сложно или даже

невозможной обойтись. Оно действительно было нужным участникам.

Результативность посредничества подразумевает, что достигнутые

договоренности имеют реалистичный и стабильный характер. Ни одним из

участников конфликта они не рассматриваются как временный маневр перед

следующим витком развития конфликта.

Проблема с субъективными показателями заключается в том, что участники

конфликта не всегда могут давать адекватную оценку посреднической

деятельности. Причины здесь различны. Одна из возможных — обращение к

посреднику не было продиктовано действительно желанием найти мирный выход

конфликтной ситуации, а лишь явилось предлогом для демонстрации

«невозможности» разрешить конфликт с помощью мирных средств. Другая причина

неудовлетворенности может заключаться в том, что конфликтующие стороны

ожидали от посредника большего (возможно, что и необоснованно), чем реально

удалось получить с его помощью.

Посредник призван решать множество задач. Значит, успех, эффективность

его деятельности определяются еще и тем, насколько были реализованы

поставленные задачи. Иногда функции посредника ограничиваются только

формированием основ для возможного поиска совместного решения или,

например, предоставлением своей территории для встречи сторон. Но даже в

этих случаях, если посредник справился с поставленным кругом задач, можно

говорить об успехе его деятельности, несмотря на то, что конфликтующие

стороны (или одна из них) могут считать ее недостаточной.

Следовательно, в целом же использование не только объективных, но и

субъективных критериев, в том числе внешних по отношению к конфликту

сторон, несомненно, дает возможность лучше оценивать деятельность

посредника, но все равно не решает проблемы полностью. Дело в том, что

бывают конфликты, которые сами по себе легче поддаются урегулированию, а,

следовательно, и вероятность успешного посредничества и по объективным, и

по субъективным показателям в них выше.

Сложности при оценке эффективности посреднических усилий по объективным и

субъективным показателям возникают обычно в конфликтных ситуациях, которые

либо трудно поддаются урегулированию, либо являются достаточно

неопределенными с точки зрения возможности нахождения в них мирного

решения. В таких ситуациях посредник часто бессилен или значительно

ограничен в своих действиях.

При каких условиях все же легче осуществлять посредническую деятельность?

Прежде всего следует выяснить, между какими сторонами произошел конфликт.

Если мы имеем дело с конфликтом, в котором стороны разделяют одни и те же

политические и культурные ценности и участники определены достаточно

однозначно, то такой конфликт легче поддается урегулированию с помощью

посредничества. Если же возникает конфликт, в котором одна из сторон

одновременно сталкивается с серьезными внутренними проблемами, то его

крайне трудно урегулировать с помощью посредничества. Примерами таких

трудноурегулируемых конфликтов могут служить конфликты на Кипре, в бывшей

Югославии и бывшем СССР.

Важным моментом, по мнению ряда исследователей, является соотношение сил

сторон. Легче осуществляется посредничество в том случае, если силы сторон

примерно равны. Здесь больше вероятности» что стороны действительно будут

стремиться к миру и ни одна из них не попытается навязать его на своих

условиях. Некоторые специалисты по посредничеству вообще предлагают

отложить вмешательство в урегулирование, если силы сторон неравны, исходя

из того, что в этом случае достичь взаимоприемлемого решения трудно. Более

сильный участник будет стремиться закрепить свои позиции и вряд ли пойдет

на уступки, а более слабый — едва ли согласится с асимметричным решением.

Он может рассматривать его лишь как временное, на период прекращения огня

(соглашение о перемирии).

Успех посредничества зависит и от того, какие интересы сторон затрагивает

конфликт, — являются ли эти интересы главными, жизненно важными или нет.

Крайне трудно поддаются посредничеству конфликты, которые близки к ситуации

с нулевой суммой. Таковы конфликты, связанные с проблемами безопасности и

территориальными претензиями, идеологические (ценностные) конфликты, к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.