дружественные отношения с Индией, смог установить хорошие контакты и с
Пакистаном. В результате Советский Союз получил согласие обеих стран на
осуществление посреднических услуг[16].
Посреднику необходимо быть влиятельным, обладать престижем и авторитетом.
Дж. Рубин называет такие источники его влияния, как наличие экспертных
знаний; право быть посредником (согласие обеих сторон на посредничество);
возможность получения информации от обеих сторон, в то время как каждый
посредник владеет только собственной информацией; хорошие отношения с
участниками конфликта; возможность «поощрять» и «наказывать» участников.
Требование к посреднику обладать влиянием, престижем и авторитетом и
определяет то, насколько он в состоянии воздействовать на конфликтующие
стороны. Экспертные знания позволяют посреднику быть компетентным, а,
следовательно, побуждают стороны прислушиваться к нему. Если участники
конфликта согласились на посредничество кого-либо, то тем самым они дали
ему право быть посредником и на этом основании выполняют его просьбы и
указания. Обладание информацией от обеих сторон ставит посредника как бы
«над» участниками конфликта, благодаря чему он также усиливает свое
влияние. Наконец, xopoшие отношения посредника с конфликтующими сторонами
формируют высокий уровень доверия к нему. В свою очередь наличие доверия
порождает возможность посредника воздействовать на участников.
Влияние посредника может быть симметричным, т.е. примерно равным по
отношению к конфликтующим сторонам. В других случаях влияние посредника
оказывается асимметричным, т.е. более сильным в отношении одной стороны и
менее — в отношении другой.
Во второй половине XX столетия асимметричное влияние при оказании
посреднических функций стало довольно типичным явлением. Оно повлекло за
собой частое подключение к конфликту одновременно двух, а иногда и большего
числа посредников с разными возможностями влияния на каждого из участников.
Например, боснийский конфликт в первой половине 1990-х гг., где Россия
имела относительно большую возможность влиять на сербов, а США — на
мусульман и хорватов.
Говоря о влиянии, следует иметь в виду, что не только посредник влияет на
участников конфликта, но и они в свою очередь могут оказать влияние на
него. Здесь очень важно, чтобы посредник не оказался бы под влиянием одного
из участников конфликта и тем самым не потерял бы доверие другого.
К названным требованиям, предъявляемым к посреднику, следует еще добавить
такие характеристики, как его терпение, настойчивость в поиске решений,
высокий интеллектуальный уровень. Очень важны здесь и прежние отношения
посредника с конфликтующими сторонами: чем они были лучше ранее, тем более
влиятельным будет посредник.
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ.
§1. Условия эффективности посредничества.
Снижение уровня противостояния сторон, а также их переход от попыток
разрешить противоречия в одностороннем порядке к поиску совместного пути
могут служить объективными показателями успешности посреднической
деятельности. Однако здесь есть два момента.
Во-первых, большинство исследователей и практиков исходят из того, что
результат посредничества определяется не только, и даже не столько тем,
удалось снизить напряженность и подписать, например, соглашение между
конфликтующими сторонами или нет. Его итог значительно шире и включает в
себя, прежде всего изменение отношений между конфликтующими сторонами.
Для того чтобы посреднические усилия были успешными, посредник должен
воздействовать на всю систему конфликта: на отношения между лидерами,
политическими элитами, массами. Более того, посредничество, особенно в
международных конфликтах, нередко оказывает влияние на комплекс отношений в
регионе и в мире в целом. Это означает, что успешно осуществленное
посредничество не только способствует разрешению конкретного конфликта, но
и улучшает общую атмосферу. При таком понимании соглашение — лишь возможное
внешнее проявление изменения этих отношений. Вынужденное соглашение,
которое не затронуло отношений сторон, оказывается временным и потому
малоэффективным.
Во-вторых, если ограничиться только объективными показателями
эффективности деятельности посредника (снижение напряженности, подписание
соглашений и даже изменение отношений), то остается неясной роль самого
посредника в урегулировании конфликта. Не исключено, что участники
самостоятельно нашли решение, а действия посредника в лучшем случае
оказались бесполезными. Поэтому важно учитывать не только то, как
изменились конфликтные отношения, но и то, что конкретно и как сделал
посредник. Иными словами, кроме объективных критериев следует
ориентироваться еще и на субъективные показатели. Последние отражают
степень удовлетворенности сторон посредничеством. Дж. Рубин конкретизировал
субъективные показатели, определив их как-то, в какой мере участники
считают посредничество справедливым, необходимым и результативным.
Справедливое (честное) посредничество означает, что при осуществлении своих
функций посредник одинаково относился к обеим сторонам и не пытался
«подыгрывать» ни одной из них. О необходимом посредничестве можно говорить
тогда, когда ясно, что без усилий посредника было сложно или даже
невозможной обойтись. Оно действительно было нужным участникам.
Результативность посредничества подразумевает, что достигнутые
договоренности имеют реалистичный и стабильный характер. Ни одним из
участников конфликта они не рассматриваются как временный маневр перед
следующим витком развития конфликта.
Проблема с субъективными показателями заключается в том, что участники
конфликта не всегда могут давать адекватную оценку посреднической
деятельности. Причины здесь различны. Одна из возможных — обращение к
посреднику не было продиктовано действительно желанием найти мирный выход
конфликтной ситуации, а лишь явилось предлогом для демонстрации
«невозможности» разрешить конфликт с помощью мирных средств. Другая причина
неудовлетворенности может заключаться в том, что конфликтующие стороны
ожидали от посредника большего (возможно, что и необоснованно), чем реально
удалось получить с его помощью.
Посредник призван решать множество задач. Значит, успех, эффективность
его деятельности определяются еще и тем, насколько были реализованы
поставленные задачи. Иногда функции посредника ограничиваются только
формированием основ для возможного поиска совместного решения или,
например, предоставлением своей территории для встречи сторон. Но даже в
этих случаях, если посредник справился с поставленным кругом задач, можно
говорить об успехе его деятельности, несмотря на то, что конфликтующие
стороны (или одна из них) могут считать ее недостаточной.
Следовательно, в целом же использование не только объективных, но и
субъективных критериев, в том числе внешних по отношению к конфликту
сторон, несомненно, дает возможность лучше оценивать деятельность
посредника, но все равно не решает проблемы полностью. Дело в том, что
бывают конфликты, которые сами по себе легче поддаются урегулированию, а,
следовательно, и вероятность успешного посредничества и по объективным, и
по субъективным показателям в них выше.
Сложности при оценке эффективности посреднических усилий по объективным и
субъективным показателям возникают обычно в конфликтных ситуациях, которые
либо трудно поддаются урегулированию, либо являются достаточно
неопределенными с точки зрения возможности нахождения в них мирного
решения. В таких ситуациях посредник часто бессилен или значительно
ограничен в своих действиях.
При каких условиях все же легче осуществлять посредническую деятельность?
Прежде всего следует выяснить, между какими сторонами произошел конфликт.
Если мы имеем дело с конфликтом, в котором стороны разделяют одни и те же
политические и культурные ценности и участники определены достаточно
однозначно, то такой конфликт легче поддается урегулированию с помощью
посредничества. Если же возникает конфликт, в котором одна из сторон
одновременно сталкивается с серьезными внутренними проблемами, то его
крайне трудно урегулировать с помощью посредничества. Примерами таких
трудноурегулируемых конфликтов могут служить конфликты на Кипре, в бывшей
Югославии и бывшем СССР.
Важным моментом, по мнению ряда исследователей, является соотношение сил
сторон. Легче осуществляется посредничество в том случае, если силы сторон
примерно равны. Здесь больше вероятности» что стороны действительно будут
стремиться к миру и ни одна из них не попытается навязать его на своих
условиях. Некоторые специалисты по посредничеству вообще предлагают
отложить вмешательство в урегулирование, если силы сторон неравны, исходя
из того, что в этом случае достичь взаимоприемлемого решения трудно. Более
сильный участник будет стремиться закрепить свои позиции и вряд ли пойдет
на уступки, а более слабый — едва ли согласится с асимметричным решением.
Он может рассматривать его лишь как временное, на период прекращения огня
(соглашение о перемирии).
Успех посредничества зависит и от того, какие интересы сторон затрагивает
конфликт, — являются ли эти интересы главными, жизненно важными или нет.
Крайне трудно поддаются посредничеству конфликты, которые близки к ситуации
с нулевой суммой. Таковы конфликты, связанные с проблемами безопасности и
территориальными претензиями, идеологические (ценностные) конфликты, к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8