Рефераты. Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ






четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время

колебалось от 480 до 525 человек.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил “Свод основных

государственных законов”, который Дума вообще могла изменить

только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности,

предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего

российского парламента. Главным из них было то, что законы

подлежали утверждению царем[20]. Вся исполнительная власть в

стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы

зависело правительство.

Царь назначал министров, единолично руководил внешней

политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял

войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или

чрезвычайное положение[21]. Более того, в “Свод основных

государственных законов” был внесен специальный параграф 87,

который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать

новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II

использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы,

которые Дума наверняка не приняла бы. Потому Думы, за исключением

Третьей, фактически функционировали лишь по несколько

месяцев.[22]

Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года.

Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных

политических партий.

Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179

депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы

- 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя,

беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители

аграрной трудовой партии России - или, как они тогда назывались,

“трудовики”. Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов и эту

квоту практически сохранила все созывы.

Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев,

профессор Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала,

что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом

царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского

парламента. В ответ на “тронную речь” царя 5 мая 1906 года Дума

приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических

заключенных, реального осуществления политических свобод,

всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских

земель и т.д. Через восемь дней председатель Совета министров

И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы. Последняя в свою

очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и

потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая

Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

В конце концов она была распущена царем, войдя в историю

как “Дума народного гнева”.

Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года.

Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была

значительно левее первой. Хотя по замыслу царской администрации

должна была быть более правой[23].

Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй

Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой

борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных

законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела

права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только

царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в

качестве “народной избранницы”, не хотела подчиняться такому

положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих

целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин

того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.[24]

В результате введения нового избирательного закона была

создана третья Дума.

В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных

депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в

том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича,

заявившего с думской трибуны: “Правее меня - только стена!”

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь

положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября

1907 года по июнь 1912 года.

Состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об

этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50

крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97.

Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-

белорусская - 7, польская - 11[25].

Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова,

которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник

А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-

бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же

месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты

возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по

извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу

об отношении к “национальным окраинам”, а также из-за личных

амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена[26].

Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно

настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С

этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На

всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное

количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть

требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что

должен был дать ответ тот или иной министр[27].

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении

различных законопроектов.

Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие

комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков

человек.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы

по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В

большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде

всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из

председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища.

Совещание делало предварительное заключение о направлении

законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось

Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В

первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее

обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель

вносил предложение о переходе к постатейному чтению[28].

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали

свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же

время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать

новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым

постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех

поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи

случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По

завершении третьего чтения председательствующий ставил на

голосование законопроект в целом с принятыми поправками.[29]

Собственный законодательный почин Думы ограничивался

требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30

депутатов.

Четвертая, и последняя в истории самодержавной России, Дума

возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун

мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять

сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей.

Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось

священнослужителей[30].

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был

крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший

масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на

крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с

началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов

русской армии на фронте, Дума вступила в острейший конфликт с

исполнительной властью[31].

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных

правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь

Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была

вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в

канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять

распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и

фактически существовала[32].

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного

правительства. При нем она работала под видом “частных

совещаний”. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6

октября 1917 года Временное правительство постановило Думу

распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное

собрание. 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского

Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.