разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного
исполнения на национальном уровне.
В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних
переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия
присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
- Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств,
которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые
договоренности;
- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского
хозяйства;
- Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является
приведение их национального законодательства и практики регулирования
внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета
соглашений Уругвайского раунда.
Последним этапом является ратификация законодательным органом
присоединяющейся страны всего пакета документов.
Чем ВТО отличается от ГАТТ?
Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив,
она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом
отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий
следует назвать следующие:
ГАТТ - это был комплекс правил, зафиксированных в международном
соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной
основы. Деятельность ГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариатом,
возникшем в результате попытки создать Международную торговую организацию
еще в сороковых годах (см. выше). ВТО является постоянно действующей
организацией, которая имеет собственный секретариат.
ГАТТ применялся на "временной основе", хотя - после более, чем сорока
лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать
содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе.
Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными.
Правила ГАТТ применялись к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО
охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты
интеллектуальной собственности.
Хотя ГАТТ и являлся международным инструментом, к восьмидесятым годам
к нему добавилось много новых соглашений, заключенных между ограниченным
числом стран, которые, соответственно, носили избирательный характер.
Практически все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются
многосторонними, и, таким образом, содержащиеся в них обязательства,
являются обязательствами всех членов организации.
Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров; действует
почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована,
гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений,
принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на
практике.
"ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало
всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать
деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования споров.
Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который
представляет собой дополненный вариант ГАТТ 1947 года, отвечающий
требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью
Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые
положения международной торговли товарами.
О ХОДЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Цели и задачи присоединения.
В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия
начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по
оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что
предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних
переговоров со странами-членами ВТО. (Более подробно о процедуре
присоединения см. в справочно-аналитической записке "Всемирная торговая
организация).
Главная задача России на переговорах - получение условий членства в ВТО,
которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли,
обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.
Присоединение к ВТО вытекает из задач современной торговой политики России,
которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и
международную торговлю и включают в себя:
- получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских
товаров и услуг на зарубежные рынки;
- развитие экспортных возможностей страны и "облагораживание" структуры
российского экспорта;
- обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей
в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил
ВТО.
Основные преимущества участия России в ВТО заключается в следующем:
- создание более благоприятных - недискриминационных, стабильных и
предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм
внешнеэкономической деятельности;
- доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма
эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых
интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;
- внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику
внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство
международного опыта в области регулирования торговли.
История развития процесса присоединения.
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в
Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально
унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего
СССР.
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю,
являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление
Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве
полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса
присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована
Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом
переговорном процессе является МВЭС России. В связи с изменением
институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой
организации, данная комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросам
ВТО. В августе 1997 г. на основе указанной МВК была создана Комиссия
Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.
Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом
режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе
присоединения России к ГАТТ. В связи с завершением Уругвайского раунда
многосторонних торговых переговоров и созданием ВТО, в декабре 1994 г. была
передана официальная заявка Правительства РФ о намерении России
присоединиться к этой организации.
В апреле 1995 г. в Госдуме были проведены слушания по вопросу присоединения
России к ВТО; итоги обсуждения получили одобрение этого законодательного
органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседания Правительства России, на
котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения и
определены меры по развитию переговорного процесса. В связи с важностью
данной задачи основные подходы по присоединению России к ВТО определяются
решениями Правительства Российской Федерации.
Ход переговорного процесса
Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерации присоединиться к
ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993
г. была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. -
к ВТО), в рамках которой проходят все основные мероприятия и процедуры по
оформлению членства России. Председатель Рабочей группы является посол
У.Росье (Швейцария).
Как отмечалось выше, первый т.н. информационный этап процесса присоединения
проходит в рамках Рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей
группе их около 50, включая всех основных торговых партнеров России),
поэтому переговоры носят многосторонний характер. Главной задачей Рабочей
группы на данном этапе является детальное рассмотрение экономической
политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам
и правилам ВТО, а также подготовка Доклада группы по итогам обсуждения.
Необходимо отметить, что все документы и материалы к заседаниям
Рабочей группы российская сторона обязана представлять только на английском
языке.
В июле 1995 г. в Секретариате ВТО в Женеве было проведено первое заседание
Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В ходе данной сессии началось
обсуждение Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации,
включая ответы на 400 вопросов по нему, а также российских законодательных
актов.
Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995 г. Данное
заседание Рабочей группы было в основном посвящено завершению первого
чтения российского Меморандума по "традиционным" областям ГАТТ - торговле
товарами. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных
документов - Дополнений к Меморандуму по "новым" сферам ВТО: торговля
услугами (ГАТС), торговые аспекты прав интеллектуальной собственности
(ТРИПс), меры инвестиционной политики (ТРИМс), а также ответы на почти 500
дополнительных вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15