договоров как единственного средства регулирования международных
экономических отношений.
Во время первой мировой войны в связи с тем, что государства стали
применять различного рода запрещения и ограничения в торговле с вражескими
государствами и даже с нейтральными странами, оказалось необходимым в
дополнение к торговым договорам об общих принципах торговли заключать
соглашения, устанавливающие экспортные и импортные контингенты товаров,
разрешаемых к ввозу и вывозу.
Начиная с 1931-1932 гг. в условиях мирового экономического кризиса
возникла острая необходимость заключения между капиталистическими
правительствами особых соглашений об установлении контингентов товаров,
разрешаемых к ввозу на соответствующий период времени и об осуществлении
платежей или определении формы платежей за товары. Во время второй мировой
войны капиталистические страны стали вводить запреты и на экспорт товаров.
Поэтому в соглашения о товарообороте стали включаться и экспортные
контингенты.
Политика "либерализации" (постепенной отмены запретов на экспорт и импорт
товаров), которую стали осуществлять страны после второй мировой войны и
которую они завершили в основном к 1959 г., не сняла, однако, в полной мере
вопроса о необходимости заключения международных соглашений о
товарообороте, в дополнение к торговым договорам, поскольку политика
"либерализации" осуществлялась в отношении не всех стран, а только в
отношении групп стран - членов определенных замкнутых экономических
группировок, возникших после второй мировой война (ЕЭС, ЕАСТ, СЭВ).
Соглашения о товарообороте заключаются, как правило, на краткосрочные
периоды (6-12 месяцев), однако в последние годы под влиянием практики
социалистических государств стали получать все большее распространение
долгосрочные (обычно на 5 лет) соглашения и во взаимоотношениях государств.
В рамках этих долгосрочных торговых соглашений с некоторыми странами
заключаются ежегодно протоколы о взаимных поставках товаров.
Основное международно-правовое содержание соглашений о товарообороте
заключается в установлении двумя правительствами по взаимному согласию
контингентов, т.е. наименований и количеств товаров для взаимных поставок и
в принятии правительствами определенных обязательств. Юридическая суть
проблемы, связанной с установлением по взаимному согласию двух правительств
контингентов товаров для взаимных поставок в договаривающиеся страны
заключается именно в том, какие обязательства берут на себя правительства в
отношении этих контингентов.
Кредитные соглашения
Важной и своеобразной формой экономического сотрудничества государств
является кредиты. Они активно содействуют проведению странами
взаимовыгодных внешнеэкономических мероприятий. Кредиты, предоставляемые
непосредственно государствами друг другу на основании заплаченных ими
кредитных соглашений, относятся к категории межгосударственных кредитов.
Международный кредитный договор - это соглашение между государствами, по
которому одно из них (кредитор) предоставляет другому (должнику)
определенную сумму денег или же поставляет ему товары (в том числе
оборудование, машины), а другое дает обязательство в определенный срок
погасить сумму долга на предусмотренных договором условиях (золотом,
иностранной валютой, поставками товаров и др.) и уплатить определенное
вознаграждение за пользование кредитом.
Международный кредит начал складываться еще в докапиталистическую эпоху в
форме личных отношений глав государств (королей, князей)[6]. Понятие
национального кредита, представление о государстве как должника
складывается в период антифеодальных буржуазных революций.
Кредиты это форма экспорта избытка капитала и средство облегчения сбыта
залежалых товаров. Объект кредитных соглашений выступают не только
финансовые ресурсы государства, а также еще и другие материальные ценности.
Страны предоставляют кредиты с целью извлечения коммерческой выгоды, хотя
предоставление кредита одним государством другому нередко зависит от
политической обстановки и от политических целей обоих государств.
Кредитные соглашения имеют много общего с соглашениями о поставках
товаров.
- Товары, подлежащие поставке в кредит и товары, поставляемые в
погашение кредита, определяются по взаимному согласию договаривающихся
правительств (или в самом кредитном соглашении, иди в дополнительном
соглашении).
- Соглашения, по которым социалистические государства предоставляют
кредит, устанавливают дополнительно обязательство обеспечить поставку
товаров, что дает гарантию действительного использования кредита. Такие
гарантии отсутствуют в соглашениях о кредитах, предоставляемых
капиталистическими правительствами.
- Как и по соглашениям о взаимных поставках товаров, поставки по
кредитным соглашениям социалистических государств осуществляются
соответствующими внешнеторговыми организациями, подписывающими контракты на
основе кредитных соглашений.
Соглашения о поставках товаров в кредит имеют и свои специфические
особенности: I) кредит предоставляется на определенную сумму. Сумма кредита
- это предел, до которого одна сторона соглашается кредитовать другую
сторону, а последняя соглашается принять на себя долг, поэтому сумма
кредита имеет строго ограничительный характер; 2) поставки товаров одной
стороны (кредитора) по сроку предшествуют поставкам товаров другой стороны
(заемщика); 3) за пользование кредитом правительство-заемщик уплачивает
правительству-кредитору определенный процент от суммы кредита. Размер
процента по кредиту называется стоимостью кредита.
С международно-правовой точки зрения само межправительственное кредитное
соглашение есть обязательство о погашении долга. В мире, где международные
обязательства систематически нарушаются, возникает необходимость прибегать
к дополнительным гарантиям. В настоящее время наиболее распространенными
формами обеспечения погашения кредита в международной практике,
предоставляемого по международному соглашению, являются следующие:
ратификация кредитного соглашения (чтобы избежать ссылки на непризнание
соглашения определенными органами государства); выдача заемщиком
правительственных долговых обязательств; выдача заемщиком долговых
обязательств казначейства или векселей национального банка.
Двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения активно
используются странами для оформления их взаимоотношений в области
международного кредита. В то же время государства исходят из того, что
внешние кредиты не должны являться главным средством экономического
развития. Кредитный механизм служит инструментом привлечения дополнительных
источников к собственным капиталовложениям, обеспечивая необходимее для
интеграционного процесса дополнительные валютные ресурсы.
Получили распространение как двусторонние, так и многосторонние
соглашения, предусматривавшие предоставление кредитов на межгосударственном
уровне. Договорная практика показывает, что этими соглашениями
устанавливаются различные методы и формы кредитования. Широкое
распространение получили кредиты, предоставляемые друг другу государствами
на основании специальных межгосударственных кредитах соглашений, в
соответствии с которыми поставляются товары и оказывается техническое
содействие в кредит либо предоставляются в кредит денежные суммы в
конвертируемой валюте. Другой разновидностью соглашений о кредитах являются
соглашения, предусматривающие кредитование при применении клирингового
режима межгосударственных расчетов. Наряду с соглашениями, предметом
которых является только предоставление кредита, во многих случаях
предоставление кредита не является главным содержанием соглашений, которыми
в целом регулируется широкий круг вопросов экономического сотрудничества.
Таковы, например, соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве.
Соглашения о международных расчетах
В условиях развития международных экономических связей (торговых,
производственных, научно-технических, инвестиционных и др.) все большее
значение приобретает правовое регулирование в валютной области.
Многообразные валютные отношения, возникающие в процессе осуществления
экономических связей, выражают объективную закономерность развития, как
мировой системы социализма, так и системы мирового хозяйства. Поэтому
зарождение, развитие и совершенствование различных методов и форм
международных валютных отношений определяются задачами, стоящими перед
государствами на определенных этапах их экономического сотрудничества.
По вопросам о порядке осуществления расчетов за товары, предоставленные
услуги и прочие торговые и неторговые операции в международных
экономических отношениях государства заключают специальные
межгосударственные соглашения. Соглашения о международных расчетах не
обязательно оформляются в качестве самостоятельного документа. Условия о
порядке осуществления платежей часто включаются в другие соглашения,
например, в соглашения о товарообороте. В таких случаях характерно название
договора «соглашение о товарообороте и платежах».
Основное регулирование расчетно-финансовых отношений между
государствами осуществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к
этой сфере, как правило, содержатся в договорах об экономическом
сотрудничестве общего характера. Так, правовой режим, устанавливаемый
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15