этих условий. Третьи государства не имеют права требовать себе льгот или
привилегий, ссылаясь на договоры, участниками которых они не являются, за
исключением случаев, когда распространение этих льгот или привилегий
предусмотрено в этих договорах с ними (например, оговорка о наибольшем
благоприятствовании).
При наличии в договоре оговорки о наибольшем благоприятствовании
государство — участник договора имеет право потребовать от своего
контрагента для своих граждан, судов и товаров того наиболее льготного
режима, который обусловлен в договоре этого контрагента с третьей страной.
Однако в договорах могут быть обусловлены одновременно национальный режим и
наибольшее благоприятствование.
Прекращение международного договора. Действие международного договора в
области экономических отношений может быть прекращено в следующих случаях:
1) исполнение обязательств, предусмотренных договором; 2) истечение
договорного срока; 3) в силу согласия участников договора на его
прекращение;
4) вследствие гибели договорного объекта; 5) вследствие прекращения
существования одного из обязавшихся по договору государств; 6) в силу
одностороннего отказа от договора, если это в нем предусмотрено; 7)
вследствие наступления условия, предусмотренного договором; 8) в случае,
если дальнейшее исполнение договора будет противоречить основным принципам
международного права.
Денонсация международного договора. Денонсация - это отказ от
международного договора.
Применяется денонсация в следующих случаях: 1) на основании условий
самого договора, то есть в случае, когда в самом договоре предусмотрено
право сторон в определенный срок или при соответствующих условиях заявить
об отказе; 2) на основании взаимного соглашения сторон; 3) односторонний
отказ от международного договора вопреки условиям такового.
Отказ от международного договора по вопросам экономических отношений на
основании условий, предусмотренных в самом договоре, и отказ на основании
взаимного соглашения сторон не являются нарушением обязательства, так как
этот отказ, обусловлен соглашением сторон. В случае если условие о
денонсации не было предусмотрено, денонсирование одним из договаривающихся
государств может иметь место только при выполнении этим государством своих
договорных обязательств.
Денонсирование части договора фактически является расторжением его в
целом, так как отдельные статьи обычно органически увязаны со всем смыслом
договора.
Денонсация международных договоров производится теми государственными
органами, которым национальными законами предоставлено это право.
Глава 2 Классификация Международных экономических договоров.
Виды международных торговых договоров разнообразны:
1) договоры о торговле и мореплавании заключаются обычно от имени
государств и содержат основные международно-правовые условия, применяемые
государствами, его подписавшими, в их внешнеторговых отношениях. Сроки
действия таких договоров обычно длительные (пять и более лет);
2) торговые соглашения заключаются обычно от имени правительств
договаривающихся стран. Торговые соглашения обычно заключаются на основе
договора о торговле и мореплавании и предусматривают конкретные
обязательства сторон в отношении товарооборота между ними, причем на
определенный — обычно недлительный — срок;
3) соглашения о товарных поставках являются разновидностью торгового
соглашения и предусматривают конкретный список взаимопоставляемых товаров,
сроки а также некоторые другие условия этих поставок;
4) соглашения о товарообороте и платежах предусматривают не только
конкретный список взаимопоставляемых товаров, их сроки и условия поставок,
но предусматривают и основные условия платежей (порядок расчетов) за
поставленный товар;
5) клиринговые соглашения предусматривают порядок расчетов по взаимным
поставкам путем зачета сумм по экспорту и импорту;
6) торговые конвенции являются соглашениями, определяющими какие-либо
отношения между государствами по специальным вопросам в области торговли
(например, таможенная конвенция);
7) протоколы формулируют достигнутое соглашение по какому-либо
определенному вопросу в области внешней торговли или разъясняют условия
заключенного торгового договора или торгового соглашения (например,
протокол о выверке взаимных поставок товаров).
Помимо перечисленных видов, которые встречаются наиболее часто,
международных торговых договоров могут иметь место и другие соглашения
между договаривающимися государствами по тем или иным вопросам их взаимной
внешней торговли.
Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области
межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, -
задача архи сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый
характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых
самой сущностью классифицируемых договоров.
В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические
договоры можно подразделить на следующие основные группы:
1. Договоры, определяющие международно-правовой режим
экономических связей.
2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через
государственные границы. Эта группа распадается на следующие
виды: а) торговые соглашения, б) соглашения об оказании
услуг, в) соглашения о научно-техническом сотрудничестве и
т.д.
3. Договоры, регулирующие движение капиталов через
государственные границы.
4. Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения между
странами.
5. Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые
товары.
6. Соглашения о международном регулировании производства.
В международно-правовом регулировании экономических отношений государств
первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы международного
права и специальные принципы экономического сотрудничества государств.
Однако, как бы ни был широк комплекс этих принципов, практическое их
применение и регулирование конкретных экономических отношений
осуществляется путем непосредственной договоренности между самими
государствами - участниками экономических отношений. Основной международно-
правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических
отношений является двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие
различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества.
Многоплановость международных экономических отношений, тесная их
взаимосвязь с политическими отношениями государств ведет к тому, что в
договорной практике регулирование экономических, научно-технических и
других вопросов является предметом различных по количеству участников я по
форме международно-правовых актов. Экономические договоры между
государствами представляют собой необходимую юридическую форму
регулирования международных экономических отношений.
задача очень сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый
Учитывая, что большое разнообразие содержания и форм экономических
договоров определяется прежде всего разнообразием экономических форм и
экономического содержания самого объекта регулирования, основное значение
при классификации международных экономических договоров специалисты придают
объекту регулирования.
1. Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических
связей. Среди этих договоров важнейшее место принадлежит торговым
договорам.
2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через государственные
границы. Эта группа распадается на следующие виды:
а) торговые соглашения (о товарообороте, взаимных поставках товаров е иные
соглашения о товарных контингентах и квотах для взаимного торгового
обмена); б) соглашения об оказании технических услуг (технической помощи) и
о поставках оборудования при строительстве промышленных, транспортных и
иных народнохозяйственных правовой базы экономических отношений между ними
с другими странами.
Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей.
(Торговые договоры)
Основное содержание торговых договоров составляет правила о применении к
экономическим отношениям специфических договорам принципов регулирования
(принципа наибольшего благоприятствования, принципа национального режима,
режима преференций), важнейшим из которых является принцип наибольшего
благоприятствования.
Принцип наибольшего благоприятствования применяется к обширным областям
регулирования экономических отношений государств (таможенному обложение
импортируемых и экспортируемых товаров, правовому положению физических и
юридических лиц, условиям мореплавания и т.д.). Он порождает определенную
систему правил, определенные правовые условия экономического общения между
соответствующими государствами - режим наибольшего благоприятствования.
Поэтому в торговых договорах часто вместо термина "принцип наибольшего
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15