Рефераты. Консульские привилегии и иммунитеты






принцип неприкосновенности консульских помещений.1

Если же иметь в виду положение конвенции, разрешающее дипломатическому

представительству осуществлять консульские функции, и в частности ст. 3,

которая требует, чтобы это осуществление консульских функций имело бы место

только в соответствии с положениями настоящей конвенции, то налицо

противоречие с абсолютной неприкосновенностью помещений дипломатических

представительств, зафиксированное в Венской конвенции о дипломатических

сношениях 1961 г. (ст.27).

Признав это положение, открывается возможность для злоупотребления не

только в отношении помещений отдельных консульских представительств, но и

помещений, дипломатического представительства, занятых консульским отделом

посольства.

Ст. 33 Конвенции 1963 г. устанавливает абсолютную неприкосновенность

консульских архивов и документов в любое время и независимо от их

местонахождения, что определяет необходимость обеспечения эффективного

осуществления консульских функций и распространенную практику.

Помимо этих проблем конвенции регулируют вопросы приобретения жилых

помещений для консульских должностных лиц. По данному поводу в них

говорится, что представляемое государство имеет право от своего имени или

через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в

соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия

этого государства приобретать в собственность, получать в пользование,

арендовать или вступать во владение в любой другой форме:

а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми

помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является

гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства

в этом государстве;

б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых

помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помещения

или земельный участок.

Более того, в конвенциях сказано, что эти статьи и положения не следует

толковать как освобождающие аккредитующее государство от ответственности за

несоблюдение законов и правил страны пребывания.

Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыми

наделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью и

Литвой ото всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов

и пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главы

консульства (ст. 15). Тогда как Конвенция России с Польшей говорит об

освобождении от всех видов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всех

консульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиеся

различия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульским

должностным лицам разных стран.

Консульские конвенции, говоря об иммунитете от юрисдикции страны

пребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не

распространяются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения

договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве

представителя аккредитующего государства;

2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным

средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника

консульского учреждения в государстве пребывания;

3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения

выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя

завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому

он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается

права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска,

непосредственно связанного с основным иском);

5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту или

предварительному заключению, если:

. совершило тяжкое уголовное преступление;

. по этому случаю есть постановление компетентных судебных органов (ст. 41

Конвенции 1963 г.).

Как видим, имеется достаточно широкая возможность предъявления

гражданских и иных исков к консульским должностным лицам.

Консульское право устанавливает, что представляемое государство может

отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть

определенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания в

письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении

гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от

исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В

отношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963

г.).

Практически во всех договорах сказано, что государство пребывания

относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все

надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность,

свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в равной

мере относятся и к членам их семей (ст. 40 Конвенции 1963 г.).

Следует отметить, что в большинстве конвенций сразу же оговорено, что

это положение не относится к консульским должностным лицам, являющимся

гражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца,

которому на законном основании разрешено постоянное местожительство, а

также членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговорка

отсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлежность

к гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц.

Консульские конвенции регулируют свободу передвижения консульских

должностных лиц и, надо отметить, не всегда однозначно. Ряд договоров

разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны

пребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается или

регулируется по соображениям государственной безопасности. Некоторые

соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и

поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд

в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной

безопасности. И есть договоры, в которых не отражена проблема свободы

передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует

ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в которой сказано:

"Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые

запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности,

государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского

учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории".

Ст. 35 Венской Конвенции о консульских сношениях говорит о свободе

сношений, она устанавливает, что при сношении с правительством,

дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемого

государства, где бы они ни находились, консульские учреждения могут

пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и

консульских курьеров, дипломатическую и консульскую вализы и закодированные

или зашифрованные депеши. Эта статья разрешает в этих целях устанавливать и

пользоваться радиопередатчиками, но только с согласия государства

пребывания.

П. 2 ст. 35 конвенции закрепляет, что официальная корреспонденция

консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией

понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его

функциям.

П. 3 ст. 35 по существу противоречит пунктам 1 и 2.

Он отрицает признанный в практике большинства государств принцип полной

неприкосновенности консульской вализы.1 Консульская вализа, согласно этому

пункту, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Но в тех случаях, когда

компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания

полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции,

документов или предметов, предназначенных исключительно для официального

использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их

присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. Если

власти представляемого государства откажутся выполнить требование, вализа

возвращается в место отправления.

Это положение дает возможность государству пребывания в любое время

прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством

или дипломатическим представительством и подвергает угрозе

беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций, а

также создает значительные трудности для работы консульского учреждения.

На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и

с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в

качестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.

Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при

производстве судебных или административных дел.

Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается от

дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры

принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется

показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех

выполнению этим лицом своих функций.

Эта статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать

свидетельские показания в любом месте и в любой форме: в органах внутренних

дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.