принцип неприкосновенности консульских помещений.1
Если же иметь в виду положение конвенции, разрешающее дипломатическому
представительству осуществлять консульские функции, и в частности ст. 3,
которая требует, чтобы это осуществление консульских функций имело бы место
только в соответствии с положениями настоящей конвенции, то налицо
противоречие с абсолютной неприкосновенностью помещений дипломатических
представительств, зафиксированное в Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г. (ст.27).
Признав это положение, открывается возможность для злоупотребления не
только в отношении помещений отдельных консульских представительств, но и
помещений, дипломатического представительства, занятых консульским отделом
посольства.
Ст. 33 Конвенции 1963 г. устанавливает абсолютную неприкосновенность
консульских архивов и документов в любое время и независимо от их
местонахождения, что определяет необходимость обеспечения эффективного
осуществления консульских функций и распространенную практику.
Помимо этих проблем конвенции регулируют вопросы приобретения жилых
помещений для консульских должностных лиц. По данному поводу в них
говорится, что представляемое государство имеет право от своего имени или
через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в
соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия
этого государства приобретать в собственность, получать в пользование,
арендовать или вступать во владение в любой другой форме:
а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми
помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является
гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства
в этом государстве;
б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых
помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помещения
или земельный участок.
Более того, в конвенциях сказано, что эти статьи и положения не следует
толковать как освобождающие аккредитующее государство от ответственности за
несоблюдение законов и правил страны пребывания.
Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыми
наделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью и
Литвой ото всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов
и пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главы
консульства (ст. 15). Тогда как Конвенция России с Польшей говорит об
освобождении от всех видов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всех
консульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиеся
различия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульским
должностным лицам разных стран.
Консульские конвенции, говоря об иммунитете от юрисдикции страны
пребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не
распространяются на следующие гражданские иски:
1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения
договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве
представителя аккредитующего государства;
2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным
средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника
консульского учреждения в государстве пребывания;
3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения
выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя
завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;
4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому
он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается
права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска,
непосредственно связанного с основным иском);
5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту или
предварительному заключению, если:
. совершило тяжкое уголовное преступление;
. по этому случаю есть постановление компетентных судебных органов (ст. 41
Конвенции 1963 г.).
Как видим, имеется достаточно широкая возможность предъявления
гражданских и иных исков к консульским должностным лицам.
Консульское право устанавливает, что представляемое государство может
отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть
определенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания в
письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении
гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от
исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В
отношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963
г.).
Практически во всех договорах сказано, что государство пребывания
относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все
надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность,
свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в равной
мере относятся и к членам их семей (ст. 40 Конвенции 1963 г.).
Следует отметить, что в большинстве конвенций сразу же оговорено, что
это положение не относится к консульским должностным лицам, являющимся
гражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца,
которому на законном основании разрешено постоянное местожительство, а
также членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговорка
отсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлежность
к гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц.
Консульские конвенции регулируют свободу передвижения консульских
должностных лиц и, надо отметить, не всегда однозначно. Ряд договоров
разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны
пребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается или
регулируется по соображениям государственной безопасности. Некоторые
соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и
поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд
в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной
безопасности. И есть договоры, в которых не отражена проблема свободы
передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует
ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в которой сказано:
"Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые
запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности,
государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского
учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории".
Ст. 35 Венской Конвенции о консульских сношениях говорит о свободе
сношений, она устанавливает, что при сношении с правительством,
дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемого
государства, где бы они ни находились, консульские учреждения могут
пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и
консульских курьеров, дипломатическую и консульскую вализы и закодированные
или зашифрованные депеши. Эта статья разрешает в этих целях устанавливать и
пользоваться радиопередатчиками, но только с согласия государства
пребывания.
П. 2 ст. 35 конвенции закрепляет, что официальная корреспонденция
консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией
понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его
функциям.
П. 3 ст. 35 по существу противоречит пунктам 1 и 2.
Он отрицает признанный в практике большинства государств принцип полной
неприкосновенности консульской вализы.1 Консульская вализа, согласно этому
пункту, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Но в тех случаях, когда
компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания
полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции,
документов или предметов, предназначенных исключительно для официального
использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их
присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. Если
власти представляемого государства откажутся выполнить требование, вализа
возвращается в место отправления.
Это положение дает возможность государству пребывания в любое время
прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством
или дипломатическим представительством и подвергает угрозе
беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций, а
также создает значительные трудности для работы консульского учреждения.
На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и
с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в
качестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.
Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при
производстве судебных или административных дел.
Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается от
дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры
принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется
показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех
выполнению этим лицом своих функций.
Эта статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать
свидетельские показания в любом месте и в любой форме: в органах внутренних
дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6