Рефераты. Консульские привилегии и иммунитеты






Консульские привилегии и иммунитеты

Оглавление

Введение

Глава 1. Иммунитет, его функциональный характер.

Глава 2. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Глава 3. Иммунитеты и привилегии административно-технического и

обслуживающего персонала консульств.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

После обретения независимости в 1991 г. Республикой Казахстан был

начат процесс установления дипломатических и консульских отношений с

различными странами. Для определения международно-правового статуса

казахстанского дипломатического и консульского персонала Казахстан

присоединился к Венским конвенциям «О дипломатических сношениях» 1961 г. и

«О консульских сношениях» 1963 г. Данные международно-правовые документы

определяют порядок открытия и функционирования дипломатических

представительств и консульских учреждений, на которые возлагается

обязанность реализации внешнеполитического курса республики и защиты ее

интересов за рубежом.

В соответствии с положениями Венских конвенций дипломаты и консулы

обладают правом на предоставление им определенных льгот и преимуществ перед

другими иностранными гражданами. Привилегии и иммунитеты дипломатов по

своему содержанию отличаются от привилегий и иммунитетов консулов. Если все

дипломатические привилегии и иммунитеты определены в Венской конвенции 1961

г., то консульский иммунитет вызывает множество вопросов.

Во-первых, он носит так называемый «функциональный» (служебный)

характер, что требует определения в каждом конкретном случае носили ли

действия консула служебный характер или нет. А это нередко бывает

затруднительным.

Другой проблемой, связанной с консульским иммунитетом, является то,

что Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. закрепляет лишь

основные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Конкретный же

объем консульских привилегий определяется двусторонними соглашениями между

государствами, поэтому правовой статус консульского персонала в разных

странах различается. Это обусловливает необходимость индивидуального

подхода к консульскому иммунитету в каждой отдельно взятой стране.

При этом, еще в преамбуле Венской конвенции 1963 г. особо

подчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульским

должностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, а

для обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций от

имени их государства.

В процессе написания данной работы основными источниками были Венская

конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о

консульских сношениях 1963 г. Конвенция 1963 г. закладывает законодательную

основу деятельности консульских учреждений и закрепляет право консульских

должностных лиц на пользование особыми правами и преимуществами. Венские

конвенции являются универсальными международно-правовыми документами,

положения которых стараются выполнять не только государства,

присоединившиеся к ним, но и все остальные государства, участвующие в

международном общении.

Также была рассмотрена Гаванская конвенция о консульских чиновниках

1928 г., ставшая первым международным соглашением, устанавливающим порядок

организации и функционирования консульских представительств.

На основе постановлений Венской конвенции 1963 г. был разработан и

принят в 1999 г. Консульский Устав РК, который также является важным

источником, определяющим правовой статус консульских учреждений и

консульских должностных лиц Республики Казахстан.

Вопрос консульских привилегий и иммунитетов освещается в работах

различных авторов.

Блищенко И.П. второй раздел своей работы «Дипломатическое право»

посвящает рассмотрению правового статуса консульского учреждения и его

должностных лиц. Основываясь на положениях Венской конвенции о консульских

сношениях 1963 г., он делает анализ консульских привилегий и иммунитетов,

дает историческую характеристику их возникновения и развития, а также

поднимает ряд проблемных вопросов в данной области, в частности вопрос

неприкосновенности консульских помещений.

Не меньший интерес представляет и работа Ильина Ю.Д. «Основные

тенденции в развитии консульского права». Автор рассказывает о различных

аспектах деятельности консульских представительств, раскрывает содержание

консульских привилегий и иммунитетов, объясняет необходимость

предоставления привилегий и иммунитетов консульствам и их персоналу. В

своем исследовании Ильин Ю.Д. также затрагивает вопросы функционирования

нештатных (почетных) консулов, изучает их правовое положение.

Достаточно подробно консульские привилегии и иммунитеты

рассматриваются во многих учебных пособиях, посвященных как консульской

службе в отдельности, так и международному публичному праву в целом.

Последовательный анализ консульских иммунитетов и привилегий дают в

совместной работе исследователи Бобылев Г.В. и Зубков Н.Г. Они

рассматривают консульские преимущества и льготы как необходимую составную

часть консульской службы в целом, определяют связь между должностным

положением лиц различных категорий консульского персонала и объемом

предоставляемых им иммунитетов и привилегий, а также влияние данных

привилегий и иммунитетов на осуществление ими своих функций.

Отдельные главы своих учебных пособий по международному публичному

праву посвятили консульской деятельности известные юристы-международники

Бекяшев С.П., Тункин Н.Г., Колосов В.В. и др.

Краткую характеристику консульским привилегиям и иммунитетам дает

опытный дипломат Фельтхэм Р.Дж. в справочнике «Настольная книга дипломата».

Данная работа была написана с целью рассмотрения привилегий и

иммунитетов, предоставляемых консульскому персоналу, определения различий

между привилегиями и иммунитетом, а также изучения различных подходов к

определению содержания и объема консульских привилегий и иммунитетов.

Привилегии и иммунитеты персонала консульских учреждений

Пункт 1 ст. 1 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. гласит:

"Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу

консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение

консульских функций". К этой категории лиц относятся: генеральный консул,

консул, вице-консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.

Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица

наделяются иммунитетами и привилегиями, которые отражены в Венской

конвенции 1963 г. (ст. 40—57) и в двусторонних консульских конвенциях. Эти

документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и

страны пребывания по отношению к ним.

Сравнительный анализ Венской конвенции 1963 г. и двусторонних

консульских конвенций показывает, что между ними есть множество различий,

особенно в том, что касается иммунитетов и привилегий консульских

должностных лиц.

Рассмотрим данную проблему более подробно. Венская конвенция 1963 г.,

предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции,

определяет: "Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных

или административных органов государства пребывания в отношении действий,

совершаемых ими при выполнении консульских функций" (п. 1 ст. 43). Это

значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые

носят функциональный, служебный характер.

В современной международной практике служебный (функциональный)

иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным

морякам, служащим международных организаций, административно-техническому и

обслуживающему персоналу посольств и др.).[1]

Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся

им, освобождается от уголовной, гражданской и административной юрисдикции

государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении

служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении

служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности

в стране пребывания, но только "на основании постановлений судебных

властей, в случае совершения тяжких преступлений" (п. 1 ст. 41).

И здесь возникает проблема, существо которой заключается в

неопределенности понятия "действия, совершаемые при выполнении консульских

функций". В связи с этим на практике нередко возникают трудности в

выяснении того, находилось ли данное лицо в момент, преступления при

исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли

государство пребывания привлекать его к ответственности. Не меньшие

трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему:

государство пребывания или направляющее государство.

Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм,

практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы

служебного иммунитета.

Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не

может быть. Это объясняется, прежде всего, тем, что многообразие

допускаемых правонарушений и невозможность в принципе составить

исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося

служебным иммунитетом, исключают возможность выработки конкретных и

универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.