Рефераты. Гражданство в международном праве






этой организации, в частности касающихся «человеческого измерения»

общеевропейского процесса, взяли на себя обязательства по упрощению

процедур въезда и выезда как для своих граждан, так и иностранцев, с целью

расширения возможностей взаимных контактов людей из разных государств в

профессиональной, научной, культурной, личной и иных сферах. Кроме того,

следует вспомнить содержание статьи 13 Всеобщей декларации прав человека,

которая устанавливает: «1. Каждый человек имеет право свободно

передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого

государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая

свою собственную, и возвращаться в свою страну». Общеизвестно, что именно

эти положения явились основанием для позиции СССР, который воздержался при

голосовании в 1948 году по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о принятии

Всеобщей декларации прав человека. И для этого были свои доводы, ведь

«железный занавес», как добровольное жесткое ограничение контактов

населения своей страны с внешним миром, до сих пор является одним из

символов тоталитарных режимов. Демократические же государства, как

представляется, должны быть заинтересованы как с политической, так и с

экономической точки зрения в последовательном и неуклонном выполнении ст.

13 Всеобщей декларации прав человека.

Правовое положение иностранцев двойственно. С одной стороны, они, являясь

гражданами своего государства, должны выполнять законы этого государства, а

с другой,-подчиняться законодательству государства пребывания и,

следовательно, подпадают под юрисдикцию этого государства. Ситуация может

усложниться, если законы двух государств, обязательные для выполнения

иностранцем, противоречат друг другу. В таком случае говорят о

конкурирующей юрисдикции государств.

Чтобы избежать подобных правовых коллизий, в современном международном

праве наблюдается устойчивая тенденция распространять права человека,

зафиксированные в наиболее важных международных актах, на иностранцев и лиц

без гражданства. На практике данная тенденция проявляется в том, что многие

государства, в том числе и Украина, предоставляют иностранцам национальный

режим. Иностранец, находясь на территории какого-либо государства, имеет

права, предоставляемые ему на основе норм внутригосударственного и

международного права. Вместе с тем, иностранец должен выполнять и

определенные обязанности, главная из которых состоит в соблюдении

конституции и законодательства государства пребывания. За невыполнение

своих обязанностей иностранец может привлекаться к гражданской,

административной и уголовной ответственности, если на него не

распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Иностранец привлекается к указанным видам ответственности на тех же

основаниях, что и граждане государства, где пребывает иностранец, если иное

не предусмотрено в законодательстве и международных договорах этого

государства. Что касается уголовной юрисдикции, то иностранец, как правило,

не несет ответственности на территории государства пребывания за

преступления, совершенные им на территории какого-либо другого государства,

если эти преступления не затрагивают законные интересы государства

пребывания. В таком случае заинтересованное государство может просить

другое государство о выдаче преступника, находящегося на его территории.

Выдача преступника (экстрадиция) — это передача его одним государством,

на территории которого он находится, другому государству, гражданином

которого он является или на территории которого он совершил преступление,

или государству, потерпевшему от этого преступления, для привлечения его к

уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Если требование о выдаче одного и того же преступника поступает от

нескольких государств, предпочтение отдается государству, на территории

которого было совершено преступление.

Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства.

При выдаче преступников соблюдаются следующие правила:

1. собственные граждане, как правило, не выдаются;

2. обычно не подлежат выдаче лица, совершившие политические

преступления;

3. выдача преступника является обязательной в том случае, если

инкриминируемое ему преступление подпадает под действие договора о

выдаче и наказуемо как по законам государства, требующего выдачи,

так и по законам выдающего государства;

4. выдаваемые лица могут быть судимы только за то преступление,

которое послужило основанием для требования выдачи;

5. выдача преступников производится по распоряжению органов

государства, осуществляющего выдачу.

В выдаче преступника может быть отказано, если он совершил в государстве,

требующем его выдачи, преступление, которое по законодательству страны

пребывания не является преступлением, или если за совершенное им

преступление в государстве, требующем его выдачи, предусмотрено наказание в

виде смертной казни.

Переговоры по вопросам выдачи ведутся по дипломатическим каналам. Выдача

преступников регулируется как национальным законодательством государств,

так и международными договорами.

Экстрадиция обычно осуществляется на условиях двусторонних или

многосторонних договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В

международном праве существуют обычная и договорная нормы о невыдаче

собственных граждан в руки правосудия другого государства. Исключения

составляют военные преступники: их выдают государству, на территории

которого они совершали свои злодеяния, или в руки международных трибуналов

в соответствии с договорным и обычным правом.*

Следует отметить, что в законодательстве многих государств предусмотрена

такая мера ответственности иностранцев, как выдворение из страны.

Иностранец может быть выдворен за пределы государства по решению органов

внутренних дел или службы безопасности государства, если:

этого требуют интересы обеспечения безопасности или охраны общественного

порядка;

это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов

граждан;

он грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев в стране

пребывания, а также в иных случаях, предусмотренных национальным

законодательством страны пребывания.

Иностранец может обратиться в суд для обжалования решения о его

выдворении.

*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве.

«Под термином беженец следует понимать иностранца, в том числе и лицо без

гражданства, который вследствие обоснованных опасений стать жертвой

преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношению

к религии или гражданству, принадлежности определенной социальной группе

или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства,

гражданином которого он является или на территории которого он постоянно

проживает, и не может или не желает пользоваться защитой этого государства

вследствие указанных опасений.»*

К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические

беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического

положения.

Чаще всего беженцы появляются вследствие международных или внутренних

военных конфликтов.

В международном праве термин «беженцы» появился после Первой мировой

войны. Однако постоянный рост локальных и глобальных вооруженных конфликтов

привел к необходимости не только детальной регламентации правового статуса

беженцев, но и к созданию международных структур профильного характера.

В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (5) от 14 декабря

1950 года было создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев

(УВКБ), а в 1951 года была заключена многосторонняя Конвенция о статусе

беженцев. Согласно Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо,

которое рассматривалось как беженец в сил ряда соглашений, заключенных в

период между двумя мировыми войнами, а также в результате событий,

происшедших до 1 января 1951 года. В 1967 году был принят Протокол,

касающийся статуса беженцев. В соответствии с протоколом Конвенция 1951

года уже распространялась и на лиц, ставших беженцами после 1951 года.

Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 году Генеральная Ассамблея ООН

приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою

деятельность.

Кроме УВКБ, которое является центральным звеном, в международную систему

защиты беженцев входят другие международные учреждения системы ООН,

международные региональные организации, неправительственные организации и

структуры государств, занимающиеся вопросами защиты беженцев.

* Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с

Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950

г.

В связи с тем, что количество беженцев непрестанно увеличивается, что

требует увеличения финансовых затрат, государства-участники Конвенции 1951

года и Протокола 1967 предпринимают усилия по справедливому и

пропорциональному распределению между собой бремени затрат по поддержанию

международной системы защиты беженцев.

Для более эффективного функционирования системы защиты беженцев УВКБ в

последние годы осуществляет более тесное сотрудничество с региональными

системами защиты беженцев, с целью предотвращения возникновения новых

потоков беженцев, непосредственно с государствами, международными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.