Рефераты. Гражданство в международном праве






данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о

гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение

только на уровне международного права посредством заключения

соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде

всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о

гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим

гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают

принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это

лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции

одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за

некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного

государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства

заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы

минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее

исключить. В Законе Украины «О гражданстве» от 8 октября 1991 года нашим

государством признавалась возможность двойного гражданства, возникающего на

основе заключаемых Украиной международных соглашений. Хотя в договорной

практике Украины такие примеры отсутствовали. Однако уже в Конституции

Украины 1996 года было закреплено положение о том, что в Украине существует

единое гражданство (статья 4), которое снимает проблему возникновения

двойного гражданства у граждан Украины. Закон Украины «О гражданстве

Украины» от 18 января 2001 года среди принципов законодательства Украины о

гражданстве (статья 2) закрепляет принцип единого гражданства- гражданства

государства Украина, который исключает возможность существования

гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин

Украины приобрел гражданство (подданство) иного государства или государств,

то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с

Украиной он признается лишь гражданином Украины.

Следует помнить, что в бывшем СССР было законодательно установлено также

двойное, или одновременное гражданство соответствующих лиц- статус

гражданина СССР и одновременно статус гражданина союзной республики, на

территории которой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную

республику на постоянное местожительство, соответственно изменялось и

республиканское гражданство. Поскольку гражданство-это юридическая

принадлежность индивида к организованному в данное государство обществу, а

союзные республики СССР по существу государствами не являлись, то категория

«гражданин союзной республики» являлась юридической фикцией. На практике

это было вызвано необходимостью урегулирования вопросов об условиях

голосования при выборах органов власти союзной республики и обеспечения

иных политических прав граждан СССР. Однако, исходя из современных

критериев, для этого достаточно было бы просто различать граждан СССР,

постоянно проживающих на территории данной союзной республики и находящихся

в ней временно.

В доктрине международного права и национальном законодательстве

некоторых государств вместо термина «гражданство», используется термин

«подданство», причем в качестве совершенно равнозначных. Как

представляется, эти термины не являются равнозначными. Подданство

отличается от гражданства прежде всего тем, что оно:

. во-первых, является институтом монархического государства и

обозначает политико-правовую связь подданного с монархом;

. во-вторых, такая правовая связь характеризуется не взаимным и

равнообязанным, как при гражданстве, а односторонним характером:

подданный несет перед монархом только обязанности, а монарх по

отношению к индивиду имеет только права;

. в-третьих, в исторической ретроспективе институт подданства

предшествовал возникновению института гражданства, который впервые

появляется в эпоху буржуазных революций.

Следует учитывать, что в некоторых современных монархиях институт

подданства там, где он еще официально существует, ничем не отличается от

института гражданства. Так, например, в Акте о британском подданстве от 30

июля 1948 года ( п. 2 статьи 1, часть 1) указывалось: «выражение

«британский подданный» и выражение «гражданин Содружества» имеют одно и то

же значение». В большинстве же государств с монархической формой правления

используется понятие гражданства.

Относительно гражданства могут быть выделены правовые состояния

индивида, находящегося в любое время на территории конкретного государства.

Гражданин (патрид) - это лицо, которое имеет доказательства

принадлежности к гражданству данного конкретного государства. В Украине

гражданин Украины - это лицо, которое приобрело гражданство Украины в

порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами

Украины. Документами, которые подтверждают гражданство Украины, являются:

1. паспорт гражданина Украины;

2. свидетельство о принадлежности к гражданству Украины;

3. паспорт гражданина Украины для выезда за границу;

4. временное удостоверение гражданина Украины;

5. проездной документ ребенка;

6. дипломатический паспорт;

7. служебный паспорт;

8. удостоверение личности моряка;

9. удостоверение члена экипажа;

10. удостоверение личности для возвращения в Украину.*

В продолжении данной работы считаю необходимым дать краткую характеристику

лиц без гражданства, лиц с двойным или множественным гражданством, а также

иностранным гражданам.

Лицо без гражданства (апатрид, аполид)- это лицо, находящееся на

территории конкретного государства, которое не имеет доказательств

принадлежности к гражданству какого-либо государства вообще. В месте своего

пребывания апатрид получает документ, удостоверяющий его личность и

правовое состояние. В Украине таким документом является вид на жительство.

*Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65.

Лицо с двойным или множественным гражданством (бипатрид) - это лицо,

имеющее доказательство принадлежности к гражданству двух и более

государств. В этом случае таким доказательством выступают паспорта

гражданина двух или нескольких государств. При этом иногда возникает

необходимость определения эффективного гражданства, что особенно важно в

коллизионном праве при участии таких лиц в гражданско-правовых отношениях,

осложненных иностранным элементом (гражданских, семейных, трудовых и др.).

Иностранный гражданин — это лицо, находящееся на территории конкретного

государства, не являющееся его гражданином, но имеющее доказательства

принадлежности к гражданству другого государства. В качестве такого

доказательства выступает паспорт гражданина (подданного) иностранного

государства.

Особое внимание следует обратить на применение термина «иностранцы»,

используемого в законодательстве многих государств. Исходя из положений

статьи 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994

г. «иностранцами признаются иностранные граждане- лица, принадлежащие к

гражданству иностранных государств и не являющиеся гражданами Украины, и

лица без гражданства- лица, не принадлежащие к гражданству какого-либо

государства».* Таким образом, этот термин носит собирательный характер, его

систематическое толкование дает нам понимание того, что в круг лиц,

являющихся иностранцами, входят не граждане конкретного государства, а

только иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся

на территории этого государства. Следует отметить, что Закон Украины «О

гражданстве Украины» от 18 января 2001 года использует как термин

«иностранец», под которым подразумевает лицо, которое не находится в

гражданстве Украины и является гражданином_(подданным) иного государства

или государств, то есть фактически иностранный гражданин, так и термин

«лицо без гражданства», под которым подразумевает лицо, которое ни одно

государство соответственно своему законодательству не считает своим

гражданином, то есть апатрид.

Национальное законодательство многих государств различает несколько

категорий иностранцев: постоянно проживающих на территории государства;

временно пребывающих в государстве; обладающих дипломатическим иммунитетом;

беженцев и др., правовое положение каждой из которых имеет свои

особенности. Так например, согласно статье 1 Закона Украины «О гражданстве

Украины» от 18 января 2001 года:

*Закон Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4февраля 1994 г. ВВРУ

1994 г. № 23 ст. 161

. проживание на территории Украины на законных основаниях- это

проживание в Украине иностранца или лица без гражданства, которые

имеют в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года отметку

о постоянной или временной прописке на территории Украины, или

зарегистрировали на территории Украины свой национальный паспорт,

или имеют свидетельство на постоянное либо временное проживание на

территории Украины, или им предоставлен статус беженца либо убежище

в Украине;

. беспрерывное проживание на территории Украины это проживание в

Украине лица, если его разовый выезд за границу по частным делам не

превышал 90 дней, а в сумме за год 180 дней. Не являются нарушением

требования о беспрерывном проживании, выезде лица за границу в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.