иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28
сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять
апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в
частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного
воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи
16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.
Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью
подчиняются законодательству того государства, на территории которого они
проживают.
Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не
только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут
порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между
государствами. На уровне общего международного права их невозможно
разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются.
Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях
государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети
дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на
территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу
исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ
смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства,
состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными
государствами, что и имеет место на практике.
5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины.
Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства
женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные
правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20
февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся
Государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к
гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или
приобретении гражданства женщинами вследствии вступления в брак,
расторжения брака или перемены гражданства мужем во время
существования брачного союза, имея в виду, что в статье 15 Всеобщей
декларации прав человека Генеральная Ассамблея Организации
Объединенных Наций указала, что "каждый человек имеет право на
гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего
гражданства или права изменить свое гражданство", желая сотрудничать с
Организацией Объединенных Наций, чтобы способствовать всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия пола,
настоящим соглашаются о нижеследующем:
. Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни
заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и
иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования
брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве
жены.
добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства
какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан
от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего
гражданства женой этого гражданина.
. Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что
иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан, может
приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа в специальном
упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства
может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах
государственной безопасности или публичного порядка.
. Каждое Договаривающееся Государство соглашается,
чтонастоящая Конвенция не будет толковаться как
затрагивающая какие-либо законодательства или судебную
практику, согласно которым иностранка, состоящая замужем за кем-
либо из его граждан,может по праву приобрести по своей просьбе
гражданство своего мужа.”*
*Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.
6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование.
В принципе, правовое положение иностранцев, как и правовое положение
собственных граждан и апатридов, устанавливается государством, на
территории которого они находятся, но с учетом соответствующих
общепризнанных норм общего международного права, в частности, касающихся
возможности защиты их прав, и государством их национальной принадлежности.
Иностранцами называются лица, которые, проживая на территории
определенного государства, не являются его гражданами и имеют гражданство
другого государства либо не имеют такового вообще. Как отмечалось, понятие
«иностранец» носит комплексный характер и охватывает иностранных граждан и
лиц без гражданства (апатридов). Такое понятие соответствует Закону Украины
«О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года.
Однако в разных государствах наблюдается неодинаковое отношение к понятию
«иностранец», от которого напрямую зависит определение правового положения
иностранцев. Некоторые государства, как отмечалось, относят к таковым лиц
имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Хотя в
действующем законодательстве Украины это понятие носит комплексный
характер, Конституция Украины, Закон Украины «Об иммиграции» от 7 июня 2001
г., закрепляют понятия «иностранец» и «лицо без гражданства» отдельно.
Другие государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство
другого государства. Так, согласно законодательству бывшего СССР,
иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами
СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданству
иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они
рассматривались как лица без гражданства.
“Иностранцы- лица, являющиеся гражданами одного государства и проживающие
на территории другого государства, в гражданстве которого они не состоят.
Правовое положение иностранцев характеризуется:
временным характером правовой связи иностранца с государством своего
пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь путем оставления
пределов этого государства;
отсутствием обязанности военной службы;
отсутствием избирательного права;
некоторыми незначительными ограничениями в гражданских правах в целях
охраны государственной безопасности страны пребывания.”*
*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.
Каждое государство устанавливает свой правовой режим пребывания
иностранцев. Однако современное международное право крайне негативно
относится к любым формам дискриминации иностранцев, и государства
немедленно предпринимают ответные меры к тем, кто ущемляет права их
граждан.
Достаточно вспомнить бурную реакцию властей Российской Федерации в начале
1998 года в ответ на обращение граждан России и русскоязычных лиц,
проживающих в Латвии, и предпринятые ими репрессалии в отношении этого
государства, где ограничивались права такого населения. Такие действия
явились проявлением дипломатической защиты.
Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и
законных интересов иностранных граждан государством их гражданства.
Под дипломатической защитой понимается обычно заявление протеста
соответствующему государству, требования восстановить нарушенные права
данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной
ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна
осуществляться в пределах норм законодательства государства пребывания и
его международных обязательств. Ведь ее цель состоит в обеспечении
правового режима иностранцев в отношении своих граждан на территории
определенного государства.
В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания,
дипломатическая защита сводится к выяснению истинных фактов правонарушения
и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление
его интересов в суде и т.д.).
Дипломатическая защита выступает в качестве института как международного,
так и внутригосударственного права. По международному праву какое-либо
государство имеет право, но же обязано оказывать дипломатическую защиту
своим гражданам на территории других государств. Государства в своих
взаимоотношениях должны уважать это право.
Условия возникновения права на дипломатическую защиту содержатся в
настоящее время в статье 22, разрабатываемого Комиссией международного
права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит: «Если
поведение государства создало ситуацию, не соответствующую результату,
предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с
иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного
обязательства следует что данный или эквивалентный результат может тем не
менее быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого
обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или
юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние
возможности в целях достижения предусмотренного этим обязательством
соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного
обращения».*
Отсюда, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его
национальной принадлежности возможно лишь при условии исчерпания ими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11