Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице 4 и в приложении 8.
Таблица 4 Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона (по методике Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)
Тип направленности
Кол-во чел
%
альтруистическая
1
2
эстетическая
0
коммуникативная
8
17
гедонистическая
4
глористическая
7
15
акизитивная.
праксическая
эстетическо-гедонистическая
пугностическая
альтруистическо-коммуникативная
романтическая
3
6
праксическо - гностическая
гностическая
Как мы видим из таблицы 4 у 17% сотрудников автосалона выраженной является праксическая направленность. Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности. Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых — своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более «придирчивы» к их форме, организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.
17% сотрудников автосалона имеют выраженной коммуникативную направленность. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний — это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности.
Глорическая направленность выражена у 15 % сотрудников автосалона. Этот тип направленности характеризует людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются.
Также у 15% сотрудников автосалона выраженной является акизитвная направленность. Главным наслаждением людей с данным типом направленности является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств.
8% сотрудников автосалона свойственна гедонистическая эмоциональная направленность. «Гедонисты» любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие.
Также у 8% сотрудников автосалона выраженная пугностическая направленность. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями.
У 6 % сотрудников автосалона выражена романтическая направленность. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений.
4% сотрудников имеют выраженную гностическую направленность. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.
Альтруистическая направленность свойственна всего 2% сотрудников автосалона. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и, прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.
У 4% сотрудников выраженными являются как альтруистическая, так и коммуникативная направленность.
У 2% выраженными являются практическая и гностическая направленность, у других 2% сотрудников выражена гедонистическая и эстетическая направленность, то есть им свойственно как стремление к наслаждению и получению физического удовольствия, так и эстетического от созерцания прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного.
Результаты исследования эмоциональной направленности отображены на рисунке 1.
Рис. 4. Показатели выраженности эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона.
Таким образом, по результатам диагностики мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона, мы можем отметить, что среди них больший процент имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, чуть меньше – внешнюю положительную мотивацию и еще меньше внешнюю отрицательную мотивацию.
Также было установлено, что среди сотрудников автосалона преобладают сотрудники с направленностью на себя, около треть имеют направленность на дело, меньше всего тех кто направлен на общение, интерактивная направленность на взаимоотношения является также ведущей у большего количества сотрудников, меньше тех кто направлен на личные интересы и еще меньше сотрудников с маргинальной ориентацией.
По типу эмоциональной направленности среди сотрудников больше всего тех, кто имеет коммуникативную и практическую направленность, меньше всего сотрудников, имеющих альтруистический тип направленности.
2.3 Анализ результатов исследования
Для выявления взаимосвязи между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона необходимо сопоставить результаты исследования.
Анализ результатов исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности представлен в таблице 5.
В ходе анализа результатов исследования ведущей направленности личности и мотивации трудовой деятельности было выявлено, что среди сотрудников, ориентированных в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа 56% сотрудников с внутренней мотивацией имеют направленность на общение, то есть стремятся при любых условиях поддерживать отношения с людьми.
Таблица 5 Результаты исследования направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности (в %).
Направленность личности
Мотивация трудовой деятельности
внутренняя
внешняя положительная
внешняя отрицательная
на себя
11
57
на общение
56
12
43
на дело
33
31
Треть из них направлены на дело, заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11