Рефераты. Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников






Б. И. Додонов в структуре личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, акизитивный [12, с. 213].

Б.С. Братусем, в виде четырех уровней направленности личности:

¾              первый уровень — эгоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу;

¾              второй уровень — группоцентрический, определяемый стремлением идентифицировать себя с какой-либо группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет;

¾              третий уровень – просоциальный или гуманистический, определяемый устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям, обществу, человечеству в целом;

¾              четвертый уровень — духовный или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его связью с богом [7].

Н. И. Рейнвальд считает тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения» [34, с. 17]. Автор выделяет следующие типы направленности личности:

¾              тип созидания — включение индивида в систему общественных отношений;

¾              тип потребителя — потребление духовных, и, в особенности, материальных благ;

¾              тип разрушителя — во имя корыстных интересов готов разрушать любые ценности, созданные другими [34, с. 17].

Направленность личности имеет многовекторное и многоуровневое строение и проявляется не столько в выборе человеком деятельности, сколько во всей избирательной сфере пристрастности психики.

В структуре и проявлениях направленности субъекта может быть выделено несколько уровней, своего рода психологических классов:

1.                Иерархизированная и динамичная система потребностей, мотивов, связей между ними, которые отнюдь не линейны, а являются своеобразной индивидуальной особенностью человека;

2.                Множественно соподчиненные системы целей и задач субъекта, заданные как относительно устойчивыми потребностно-мотивационными образованиями, так и текущими, переменчивыми условиями жизни;

3.                Соответствующая двум предыдущим иерархия деятельности субъекта, выбор, реализация и развитие которой оформляет систему поступков, стиль поведения, этапы жизнедеятельности;

4.                Широкая система субъективных и субъектных проявлений психики, куда входит психологическая структура деятельности, поведения, сознания, самосознания, характера, смысла.

Таким образом, направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Итак, проводя теоретический анализ проблемы, мы определи, структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.

Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В связи с этим различают внутреннюю и внешнюю мотивацию трудовой деятельности. Внутренняя мотивация — это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Направленность определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность. Под направленностью понимается некоторое психическое свойство, которое в общем виде задается как избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и творчество, компонентами которого являются идеалы, потребности, интересы. Направленность личности сказывается в разнообразных мотивах поведения человека.

мотивация трудовой направленность личность


2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона


2.1            Организация и методы исследования


Исследование проводилось на базе автосалона в январе – марте 2009 г.

Исследование поводилось в несколько этапов:

На первом этапе нами была определена проблема.

На втором этапе был сформулирован методологический аппарат: цель, задачи, объект, предмет, были выдвинуты гипотезы.

На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. В исследовании принимали участие 48 сотрудников автосалона. Выборку составили 21 женщин и 27 мужчин в возрасте от 22 до 40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]), со стажем работы от 3 до 5 лет.

Четвертый этап исследования состоял в подборе диагностического инструментария для проведения исследования.

Пятый этап – проведение диагностического обследования сотрудников автосалона Исследование проводилось отдельно с каждым респондентом.

На шестом этапе была проведена обработка первичных данных. Нами были определены количественные показатели выраженности мотивации труда и направленности личности сотрудников автосалона, проведен статистический и корреляционный анализ данных

В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона.

Объект исследования: мотивационная сфера сотрудников автосалона.

Предмет исследования: взаимосвязь мотивации трудовой деятельности сотрудников автосалона с их направленностью личности.

Гипотеза: мы предполагаем, что

¾               для сотрудников автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество;

¾               для сотрудников автосалона с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на собственные интересы.

Задачи:

1.                 Изучить мотивацию трудовой деятельности у сотрудников автосалона;

2.                 Изучить общую направленность личности у сотрудников автосалона:

3.                 Изучить интерактивную направленность личности у сотрудников автосалона;

4.                 Изучить эмоциональную направленность личности у сотрудников автосалона;

5.                 Выявить взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности у сотрудников автосалона;

Методики исследования:

1.                Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

2.                Методика «Направленность личности» Б. Басса

3.                Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)

4.                Диагностика эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)

Методики исследования

1.                Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) [44].

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Методика состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по 5-тибальной системе. (Приложение 1)

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.


ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2


Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное)

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:


ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.


Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.