Среди сотрудников с внутренней трудовой мотивацией меньше всего тех, кто ориентирован на себя (11%)
При внешней положительной мотивации 57% сотрудников имеют направленность на себя, также как и при внешней отрицательной мотивации, то есть они ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
31% сотрудников с внешней положительной мотивацией имеют направленность на дело, стремятся к достижению успеха в работе, в то время как для сотрудников с внешней отрицательной мотивацией направленность на дело не характерна, у 12% из них выражена направленность на общение.
43% сотрудников с внешней отрицательной трудовой мотивацией направлены на общение стремятся к взаимоотношениям с окружающим.
Таким образом, мы можем заключить, что при внутренней мотивации трудовой деятельности сотрудники ориентированы на успешное выполнение работы, достижение в ней высоких результатов, и взаимодействие с другими, для достижения целей. Это может быть связано с высокой ценностью труда, профессиональных достижений, ответственностью и стремлением как можно лучше выполнить свои профессиональные обязанности
При внешней мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона выраженной является направленность на собственные интересы. Данные результаты могут быть обусловлены восприятием трудовой деятельности как средства достижения личных целей, они с меньшей степени заинтересованы в хорошем выполнении трудовых обязанностей, они скорее мотивированы к избеганию неудачи, чем достижению успеха, однако при внешней положительной мотивации данные тенденции могут быть преодолены, если сотрудники получают достойное вознаграждение за успешное выполнение деятельности и не получают его если деятельность выполнена не надлежащим образом.
Результаты сопоставления данных исследования мотивации трудовой деятельности и интерактивной направленности представлены в таблице 6.
В результате анализа интерактивной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности было установлено, что 67% сотрудников с внутренней мотивацией трудовой деятельности выраженной имеют направленность на взаимодействие с другими людьми, обусловленную потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами коллектива, интересом к совместной деятельности.
33% сотрудников с данной мотивацией стремятся к собственному благополучию, во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей.
Среди сотрудников с внешней положительной мотивацией данная направленность является преобладающей. Смешанный тип мотивации свойственен 19% сотрудникам с внешней положительной мотивацией.
Таблица 6 Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности (в %).
Направленность личности
Мотивация трудовой деятельности
внутренняя
внешняя положительная
внешняя отрицательная
на личные интересы
33
56
21
на взаимодействие
67
25
43
маргинильная
0
36
на личные интересы и взаимодействие
19
Маргинальная направленность, характеризующаяся склонностью подчиняться обстоятельствам и импульсивностью поведения, выражена лишь среди сотрудников мотивами, деятельности которых являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.
Таким образом, при внутренней мотивации у сотрудников более выражена направленность на взаимодействие и сотрудничество с коллективом, что может быть обусловлено стремлением их к эффективному выполнению деятельности, достижению совместного результата и способствует созданию сплоченного коллектива, взаимоподдержки.
При внешней положительной направленности сотрудники ориентированы на собственную выгоду, свой престиж, это может быть следствием индивидуалистических и эгоистических характеристик личности сотрудников, они в большей степени подходят для индивидуальной работы, и при стимулировании их деятельности.
Значительная же часть сотрудников с внешней отрицательной мотивацией склонны подчиняться обстоятельствам, проявляют импульсивность в поведении, что может быть обусловлено инфантильностью, отсутствием сформированной системы ценностей, отсутствием ответственности. Для стимулирования их деятельности в большей степени подходит наказание, чем поощрение.
Результаты сопоставления данных исследования мотивации трудовой деятельности и эмоциональной направленности представлены в таблице 7.
В результате анализа эмоциональной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности было установлено, что для сотрудников с внутренней мотивацией трудовой деятельности наиболее характерны направленность на общение, взаимодействие с другими людьми, на продуктивную деятельность, борьбу. Эмоциональная направленность личности специфическая для каждого человека потребность в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность, прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Эмоциональная направленность характеризует то, что вызывает наибольший эмоциональный отклик. Эмоциональная направленность сотрудников автосалона подтверждает данные, полученные при изучении направленности личности, то есть взаимоотношения и продуктивная деятельность в большей степени значима для этих сотрудников, они получают удовольствие и стремятся к ним.
Таблица 7 Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности (в %).
альтруистическая
6
коммуникативная
26
12
7
глористическая
35
праксическая
39
пугностическая
11
романтическая
гностическая
гедонистическая
28
акизитивная
эстетическо-гедонистическая
14
альтруистическо-коммуникативная
праксическо - гностическая
Пугностическая направленность, характеризующая людей ориентированных на борьбу, также характерна и для сотрудников с внешней положительной мотивацией, также им свойственна направленность на накопление, как материальных благ, так и информации выгодных знакомств, и направленность на получение знаний, стремление к таинственному, загадочному. Таким образом, мы видим, что сотрудники с внешней положительной мотивацией стремятся к получению собственной выгоды, видят способы ее достижения, среди которых выделяют получение знаний и накопление, как материальных благ, так и информации, связей. Все это характеризует сотрудников автосалона как людей целенаправленных, способных добиваться своего и знают средства и способы необходимые для этого.
Среди сотрудников с внешней отрицательной мотивацией большинство направлены на получение всяческих удовольствий, стремятся к славе, восхищению ими, которые в данном случае может быть стремлением скрыть собственные комплексы. Таким образом, сотрудники с внешней отрицательной мотивацией трудовой деятельности склонны в большей степени получать удовольствие от жизни, у них нет внутреннего стремления к труду, и труд воспринимается как необходимость, неизбежность, они не стремятся к успеху в делах, скорее делают их так, чтобы избежать порицаний.
Для подтверждения выдвинутых нами гипотез был использован корреляционный анализ. Для проведения корреляционного анализа мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности у сотрудников автосалона по Спирмену (n=48)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11