Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
2. Методика «Направленность личности» Б. Басса[37]
Методика «Направленность личности» была опубликована в 1967 году Б. Бассом. Опросник состоит из 27 утверждений к которым необходимо выбрать два варианта ответа: вариант, который лучше всего отражает точку зрения испытуемого и вариант, который наименее ценен. Обработка методики ведется по ключу. За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» - 0 баллов. Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности – от 54 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).
Методика позволяет выявить следующие типы направленности: на себя, на дело, на общение
3. Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина) [37].
Методика предназначена для изучения вектора интерактивной направленности и личной социализации. Испытуемому предлагается опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Ему следует выбрать тот ответ, который в большей степени соответствует его мнению и наиболее ценен для него.
Методика предполагает определение трех видов направленности: ориентации на личные (эгоистические) интересы; ориентации на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми; маргинальной ориентации.
Обработка и интерпретация результатов производится с помощью ключа. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить исходя из следующих показателей: 24 балла и выше – высокий уровень; 14-23 балла – средний уровень; 13 баллов и менее – низкий уровень
4. Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонова в модификации Гореловой ) [34]
Методика состоит из 50 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по четырехбалльной шкале: «безусловно да» - 2 балла; «пожалуй, да» - 1 балл; «пожалуй, нет» - 0 баллов; «безусловно нет»- минус 2 балла.
В результате обработки определяется выраженность следующих типов направленности: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, праксическая, пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная.
2.2 Описание полученных данных
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у сотрудников автосалона представлены в таблице 1 и в приложении 5.
Таблица 1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона (по методике К. Замфир в модификации А. Реана)
Тип мотивации труда
Внутренняя
Внешняя положительная
Внешняя отрицательная
Кол-во человек
18
16
14
%
38
33
28
Как мы видим из таблицы 1, 38% сотрудников имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные сотрудники ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
33% сотрудников автосалона имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.
Отрицательная внешняя мотивация характерна для 28% сотрудников автосалона, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.
Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели выраженности мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона.
В результате обработки данных по методике «Направленность » Б.Басса мы получили результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 Результаты исследования направленности личности у сотрудников автосалона (по методике «Направленность» Б. Басса)
На себя
На общение
На дело
Кол-во чел.
19
15
40
29
31
Из таблицы 2 мы видим, что среди сотрудников автосалона 40% имеют направленность на себя. Им свойственна ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
31% сотрудников автосалона имеют ведущей направленность на дело, то есть данные сотрудники заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
У 29% сотрудников автосалона ведущей направленностью является направленность на общение. Характерными для сотрудников с данной ведущей направленностью является стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Результаты изучения направленности личности с помощью методики «Направленность» Б. Баса представлены на рисунке 2
Рис.2 Показатели выраженности направленности личности у сотрудников автосалона.
Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона (по методике Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)
Направленность
Уровень выраженности
высокий
средний
низкий
кол-во чел.
на личные интересы
22
46
4
8
на взаимодействие
25
52
1
2
маргинальная ориентация
5
10
12
65
Анализ результатов исследования интерактивной направленности личности показал, что у 46% сотрудников автосалона имеют высокую направленность на личные интересы, у стольких же она выражена на среднем уровне, лишь у 8% на низком уровне. При выраженной данной направленности у сотрудников преобладают мотивы собственного благополучия, во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.
Высокий уровень направленности на взаимодействие имеют 52% средний- 46% а низкий всего 2% сотрудников автосалона. Выраженность данного типа направленности говорит о стремлении к сотрудничеству с другими людьми, обусловленного потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Соответствует оптимальной социализации и адаптации.
Маргинальная ориентация на высоком уровне выражена у 10% сотрудников автосалона у 25% сотрудников она выражена на среднем уровне у оставшихся 65% на низком уровне. Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.
Ведущей направленностью мы считали ту, которая выражена на высоком уровне. Результаты исследования ведущей интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели выраженности интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона.
Как мы видим из рисунка 3, 46% сотрудников автосалона имеют выраженной интерактивную направленность на взаимодействие, 38% на личные интересы, менее всего тех сотрудников, у кого выраженной является маргинальная направленность (10%). У 6% испытуемых на высоком уровне выражена, как направленность на взаимодействие, так и направленность на личные интересы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11