Рефераты. Взаимосвязь мотивации и представлений о профессиональной карьере






Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учета содержания карьерных ориентаций современных студентов в процессе их профессионального обучения. Основной целью и ценностью карьеры будущих специалистов должен стать, прежде всего, профессионализм, а потом уже управление, преданность организации и стремление к ее упрочению и собственной стабильности, ведь работа часто бывает связана с риском для жизни многих людей, поэтому поверхностность знаний и непрофессионализм здесь просто недопустимы.

Для анализа особенностей трудовой мотивации испытуемые по результатам методики Шейна были нами разделены на две группы:

1) группа, имеющая четкие представления о карьере (это руководители и часть молодых специалистов)

2) группа, имеющая нечеткие представления о карьере (студенту ВУЗов и часть молодых специалистов).

Опишем ответы испытуемых для каждой группы отдельно.

1. Группа, имеющая четкие представления о карьере.

На первые места по важности ими были вынесены следующие факторы:

1)     Деньги

2)     Карьера

3)     Стабильность

4)     Оценка компанией

Результаты иллюстрирует Рис. 3.



Рис. 3. Ответ на вопрос «Что для вас самое главное в работе?» (1–5 места в рейтинге)


Мы видим, что преобладающим мотивирующим фактором к успешному выполнению профессиональных обязанностей являются деньги (30% опрошенных); равным по значимости – карьера (20% опрошенных); далее – стабильность и оценка труда компанией (по 20%); остальные мотивирующие факторы в совокупности были выделены в качестве наиболее важных 10% процентами опрошенных.

В качестве наименее важных мотивирующих факторов (6–10 места в рейтинге) испытуемыми были выделены следующие:

1)     сочувствие в проблемах

2)     коллектив

3)     оценка труда

4)     руководитель

5)     содержание работы

Результаты иллюстрирует Рис. 4.


Рис. 4. Ответ на вопрос «Что для вас самое главное в работе?» (6–10 места в рейтинге)


Можно увидеть, что для испытуемых данной группы сочувствие в проблемах (20%), коллектив, оценка труда (по 20%), содержание работы и деятельность руководителя (по 10%) не являются мотивирующими факторами или мотивируют успешное выполнение профессиональных обязанностей в незначительной степени при наличии более важных условий.

2. Группа, имеющая нечеткие представления о карьере.

На вопрос «Что для Вас самое главное в работе?» испытуемые отвечали по-разному, однако можно выделить преобладающие тенденции.

На первые места по важности сотрудниками были вынесены следующие факторы:

1)     Условия

2)     Деньги

3)     Содержание работы

4)     Оценка своего труда

Результаты иллюстрирует Рис. 5.


Рис. 5. Ответ на вопрос «Что для вас самое главное в работе?» (1–5 места в рейтинге)


Таким образом, мы видим, что преобладающим мотивирующим фактором к успешному выполнению профессиональных обязанностей являются условия работы (30% опрошенных); следующим по значимости – деньги (20% опрошенных); далее – содержание работы (20%); оценка труда (10%); остальные факторы в совокупности были выделены в качестве наиболее важных 20% процентами опрошенных.

В качестве наименее важных факторов (6–10 места в рейтинге) были выделены следующие:

1)     сочувствие в проблемах

2)     карьера

3)     стабильность

Результаты иллюстрирует Рис. 6.



Рис. 6. Ответ на вопрос «Что для вас самое главное в работе?» (6–10 места в рейтинге)


Можно увидеть, что для испытуемых данной группы сочувствие в проблемах (31%), карьера (19%) и стабильность (14%) не являются мотивирующими факторами или мотивируют успешное выполнение профессиональных обязанностей в незначительной степени при наличии более важных условий.

Что касается ответа на второй вопрос анкеты, испытуемые, имеющие четкие представления о карьере, в большинстве четко представляют себе цели и стратегию компании, ощущают себя ее частью, чувствуют заботу компании о персонале и уважают управленческие качества своего начальника (большинство ответов 6,7,8,9 на подвопросы №№1–4).

Психологическая атмосфера в коллективе оценивается большинством испытуемых как дружелюбная, теплая, преобладают сотрудничество, согласованность, успешность в преодолении проблем и интерес (большинство ответов 5,6,7,8,9 на подвопросы №№5–10).

Испытуемые этой группы характеризуют свою непосредственную работу и ее условия как хорошие, собираются работать в компании 2–3 года и более, считают справедливость оплаты труда высокой, ее оценку – достаточно объективной, и стремятся к продвижению по службе (большинство ответов 5,6. 7,8,9 на подвопросы №№11–15).

Ответы на вопрос №2 испытуемых, имеющих нечеткие представления о карьере, на первый взгляд, практически не отличаются от ответов предыдущей группы, однако, при более внимательном анализе становится заметно, что полярность ответов на первый блок подвопросов о компании среди них существенно ниже, т.е. больше средних баллов и меньше оценок 1 и 9.

На вторую часть вопроса №2 о психологической атмосфере в коллективе испытуемые, имеющие четкие представления о карьере, дали гораздо больше положительных оценок (8 и 9), чем испытуемые данной группы.

И, наконец, ответы о характере собственной работы испытуемых данной группы (третья часть вопроса №2) свидетельствуют о резкой неоднозначности мнений, поскольку по сравнению с ответами сотрудников второй группы наблюдается больше оценок 1 и 9.

Третья часть анкеты, является, несомненно, наиболее интересной, поскольку она творческая, и выявляет интересы испытуемых и их собственные взгляды на некоторые аспекты стратегии и миссии их компаний.

Ответы испытуемых, имеющих четкие представления о карьере:

а) Было бы здорово, если бы у нас в компании… «засчитывали не только дни переработок, но и часы», «было более хорошее отношение к сотрудникам», «объективно оценивали труд каждого, желательно в виде з/пл», «оплачивали все переработки», «было побольше ответственных», «хотя бы частично оплачивали проезд работников», «более высоко оплачивался труд работников», «немножечко ценили труд рабочего персонала», «была бы комната отдыха», «остановилась текучесть кадров».

б) Если бы я был(а) управляющим, то, в первую очередь… «решила проблемы персонала, которого всегда не хватает», «поставил бы з/пл в большую зависимость от прибыли», «спрашивала бы у всех о том, чем она может помочь, почаще была в отделе», «занялась подбором кадров», «решать к-л вопросы по отделу советуясь со всеми», «спрашивала у работников, что их не устраивает, почаще ходила в отделы, и узнавала, в чем нужна помощь», «относиться к сотрудникам так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «относилась одинаково ко всем сотрудникам и ценила бы их образование, профессионализм и стаж работы», «прибавила бы з/пл достойным», «повысила з/пл».

в) В отделе обучения я хочу… «повысить квалификацию», «научиться чему-либо, послушать, что говорят», «повысить квалификацию», «чтоб была аттестация по образованию», «обучиться работе на компьютере, чтобы повысить квалификацию, в общем учиться», «почаще встречаться, все было очень интересно», «проиграть ситуации различные», «узнавать что-то новое», «чтобы обучение было часто», «сделать карьеру».

Ответы испытуемых, имеющих нечеткие представления о карьере:

а) Было бы здорово, если бы у нас в компании… «был дружный коллектив», «все сотрудники относились к своим обязанностям добросовестно», «побольше было профессиональных людей», «были более лучше отношения и условия работы», «объективно оценивали и поощряли персонал», «были бы равные отношения к сотрудникам фирмы», «больше платили за большую работу», «оплата была бы по труду», «относились к персоналу с уважением».

б) Если бы я был(а) управляющим, то, в первую очередь… «условия труда улучшила», «проявлял заботу о персонале», «сделала бы условия на рабочем месте», «ближе работал с людьми», «увеличила бы з-пл», «повысил ответственность за невыполнение должностных обязанностей», «создал все условия для работы», «наладила бы выплаты премий», «повысила з/пл», «относилась объективно ко всем».

в) В отделе обучения я хочу… «получить высокую квалификацию», «открыть для себя что-то новое», «еще больше знаний, чтобы быть еще лучшим», «набраться опыта», «получить навыки для повышения», «больше знать о профессии и работе», «расширить кругозор», «узнать больше», «узнать новое», «набраться опыта».

Ответ на вопрос об удовлетворенности испытуемых производственными факторами отражает Таблица 1.


Таблица 1. Удовлетворенность сотрудников производственными факторами

Наименование производственного фактора

Совершенно удовлетворен

Удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Не удовлетворен

Совершенно не удовлетворен

Содержание труда

3

16

9

11

1

Занимаемая должность

22

5

2

6

5

Соответствие работы специальности

9

5

9

7

10

Соответствие квалификации работе

10

3

17

5

5

Соответствие характера работы моим способностям и склонностям

12

6

10

6

6

Наличие перспектив должностного продвижения

15

5

7

10

3

Возможность повышения квалификации

13

6

8

7

6

Наличие высокой степени ответственности за результат труда

17

7

3

12

1

Информированность о делах коллектива и компании

7

5

12

10

6

Бытовые условия труда

16

5

8

5

6

Организация труда

11

5

10

7

7

Режим работы

20

10

3

2

5

Заработная плата

18

6

4

7

5

Наличие системы льгот для работников

7

5

3

5

20

Помощь и поддержка руководителя

10

6

11

10

3

Отношение с непосредственным руководителем

16

1

10

12

1

Отношения с коллегами

14

8

6

9

3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.