Рефераты. Внутризаводское планирование конверсионной программы






p> Как верно отметили авторы книги «Семь нот менеджмента» [13] , именно с планирования начинается процесс осмысления и переосмысления деятельности предприятия, постановки конкретных задач.

На предприятиях возрастает роль внутрипроизводственного планирования, которая представляет собой «метод хозяйственного предвидения и программирования, основанного на детальных расчетах, имеющий узкую направленность, высокую степень детализации и характеризующийся большим разнообразием используемых приемов и методов» [19].

С помощью внутрипроизводственного планирования связываются выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка, распределяются имеющиеся ресурсы — материальные, трудовые, финансовые и природные.

К сожалению, в современных экономических условиях довольно трудно видеть перспективы развития, что осложняет процесс внутреннего планирования. Это и недостаток маркетинговой информации, высокой инфляции в стране, влияние политики на экономику. Однако, это не означает, что предприятия могут отказаться от планирования. Если предприятие не составляет стратегические планы, текущие планы, то они обречены на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.

Из всего вышеизложенного следует, что использование внутрифирменного планирования, передовых методов разработки и контроля выполнения плана — основной путь развития предприятий и организаций; является первоочередной мерой по повышению эффективности деятельности предприятия. Именно процессу внутризаводского планирования посвящена эта работа.

2. Методы внутрифирменного планирования

Цель внутрифирменного планирования в рыночной экономике — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное планирование — это многоплановая работа, состоящая из двух основных взаимосвязанных этапов (блоков): составление бизнес-плана; анализ и контроль выполнения плана (текущее планирование).

Бизнес-план представляет собой сложный по структуре документ, включающий в себя описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе, конкретные данные о развитии фирмы. Он охватывает все аспекты деятельности предприятия. С помощью бизнес-плана возможно охарактеризовать состояние фирмы и спрогнозировать финансовые результаты ее деятельности как на ближайшее будущее, так и на более отдаленную перспективу.

Главным инструментом текущего анализа и контроля на предприятии является сметное планирование.

2.1. Бизнес-планирование

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом их руководители собираются достичь свои цели и задачи. В первую очередь — повышения прибыльности работы. «Хорошо составленный, научно-обоснованный бизнес-план помогает предприятиям расти, завоевывать новые позиции на рынках, составлять перспективные планы развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации» [18].

Бизнес-план является основным средством менеджмента. Для наглядности в схеме (рис. 1.) структура менеджмента представлена в виде семи основных блоков: маркетинг и бизнес-планирование, организация и логистика, учет управленческий и бухгалтерский, финансы, экономика, человеческие ресурсы, и двух вспомогательных: коммуникации и документооборот между разными блоками и программно-технические платформы, которые поддерживают их функционирование. Такая классификация предложена авторами книги «Семь нот менеджмента». [13].

Бизнес-план является основным плановым документом предприятия, принципиально новым для нашей экономики, в котором определяются цели деятельности и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес-плана являются: осуществление инвестиционных проектов; реализация отдельных коммерческих операций; эмиссия ценных бумаг; определение перспектив развития фирмы; проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротов);

Рис. 1. Компоненты менеджмента

финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

Следует понять, что правильно составленный бизнес-план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный на предприятии вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

«Бизнес-план представляет собой результат трудоемкой работы, исследований для изучения конкретного направления деятельности предприятия
(продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно- экономических условиях» [15]. В связи с этим, он составляется на основании: конкретного проекта производства определенного товара (услуг); всестороннего анализа производственно-хозяйственного и коммерческой деятельности предприятия; изучения финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике при осуществлении планирования.

Из всего вышесказанного следует, что «бизнес-план — это категория рыночного хозяйствования, он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства» [21]. Бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.

Иными словами, всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности.

Бизнес-план предназначен с одной стороны — для внутрифирменного планирования, с другой стороны — для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, то есть получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта [3] (табл. 2.1.)

Основными задачами, которые позволяют решать бизнес-план являются: обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы
(стратегий, концепций, проектов); расчет ожидаемых финансовых результатов в деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал; определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии; подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Необходимо иметь в виду, что каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими.

Бизнес-план должен убедительно показать, «каким образом деньги или иные ресурсы инвестора превратятся в еще большие деньги для того же инвестора» [ 30] (рис. 2). Можно сказать, что инвестор должен увидеть прибыль не после, а до того, как истратить деньги на предлагаемый проект.

Таблица № 2.1.

БИЗНЕС-ПЛАН
|Внутрифирменная |Внешние |
|Деятельность |функции |
| | |
|Разработка стратегии (концепции) |Привлечения для реализации проектов|
|развития фирмы и конкретизация |инвестиций |
|отдельных направлений | |
| |Обоснование для включения проектов |
|Разработка и осуществление проектов|в государственные (региональные) |
|создания новой продукции (услуги) |программы и получение средств из |
| |централизованных источников |
|Оценка внутреннего | |
|научно-технического, |Получение банковских кредитов |
|производственного и коммерческого | |
|потенциала фирмы и выявление |Обеспечение успешной реализации |
|резервов |акций фирмы на фондовом рынке |
| | |
|Подготовка и осуществление |Организационно-финансовое |
|мероприятий по внедрению новых |обоснование необходимости создания |
|технологий и приобретению |совместных производств, предприятий|
|оборудования |с использованием иностранного |
| |капитала и других форм совместной |
|Подбор новых и переобучение |деятельности |
|собственных рабочих и специалистов | |
| |Разработка и осуществление |
|Контроль за финансовыми |мероприятий по созданию |
|результатами деятельности фирмы |финансово-промышленных групп |
| | |
|Мероприятия по снижению степени | |
|риска в деятельности фирмы | |
| | |
|Формирование благоприятного имиджа | |
|фирмы | |
| | |
|План мер предупреждения банкротства| |
|и выхода из кризисных ситуаций | |

Бизнес-план, являясь постоянным документом, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом.

Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, которого намерено придерживаться предприятие в определенный промежуток времени.
Многие предприятия составляют бизнес-планы на один год. Главное внимание в них уделяется предстоящим 12 месяцам и менее конкретно рассматривается направление деятельности в последующие один-четыре года. [15].

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение на предприятии. Бизнес-план текущей деятельности состоит из трех основных частей:
1. Описание бизнеса (разделы маркетинга и производства).
2. Финансовая информация (финансовый план, расчеты рентабельности, прогноз объемов реализации и др.).
3. Сопроводительные документы (учредительные документы, организационный план, копии контрактов, лицензии и т.п.).

На рисунке № 3 представлена схема бизнес-плана предприятия, а в приложении
№ 3(с. 93-95) — примерная структура и перечень задач анализа и оценки бизнеса.

Рис. 3. Общая структура, блок-схема бизнес-плана предприятия

В современной экономической литературе по менеджменту представлены различные методики составления бизнес-планов. Важно то, что, все эти методики могут быть использованы при написании проекта, но буквальное следование им нецелесообразно. Поскольку разработчик бизнес-плана, которым может быть руководитель, менеджер, предприниматель, консалтинговая организация, должен самостоятельно выбирать тот материал, который ему необходим. Ведь бизнес-план — это очень точный план и самое тонкое в нем — это прогнозы, которые рассчитать очень трудно, и от которых зависит эффективность бизнес-плана. Поэтому разработчик бизнес-плана должен учитывать специфику деятельности предприятия, сезонность производства, региональное положение и другие индивидуальные особенности предприятия. Он должен осознавать, что работа по бизнес-планированию, по привлечению финансовых инвестиций — это не просто проекты, они требуют позиции, знания предмета.

Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа, который не должен содержать излишних подробностей, должен быть лаконичным и привлекательным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.