Рефераты. Влияние американской и японской моделей менеджмента на эффективность развития транснациональных корпораций Южной Кореи






Подчинение, чувство принадлежности и модель мышления наемных сотрудников компании. Феномен сыновней почтительности и послушания в семье моделируется на все структуры общества и взаимоотношения внутри компании: лояльность и подчинение вышестоящим в фирме; сильно развитое чувство принадлежности к данной фирме, как к большой семье.

Руководство "авторитета" и обеспечение "гармонии". Авторитет и единоначалие отца-главы семьи и фирмы не подвергается сомнению другими членами семьи и подчиненными, как основной фактор обеспечения мира и солидарности в данном социуме. Но одновременно на нем лежит обязанность подержания гармонии и справедливого разрешения конфликтов между членами его семьи и сотрудниками компании.

Система старшинства в управлении персоналом. Приоритет старшинства по возрасту четко определяет роль и место всех членов семьи в фирме, что оказывает определяющее влияние на состав группы принятия решения, расстановку и продвижение по служебной лестнице.

Однако, сегодня некоторые корейские чеболи предпринимают меры, призванные изменить некоторые из этих особенностей. Так, в планах руководства Samsung есть следующие намерения:

Преодоление формализма и повышение гибкости мышления руководителей всех степеней;

Делегирование полномочий и прав принятия решений на нижестоящие уровни;

Поощрение личной инициативы, направленной на достижение общих целей компании;

Создание новой системы ценностей для сотрудников с целью повышения их заинтересованности в результативной работе. [26]

В результате таких сочетаний американских и японских особенностей в трудовых отношениях получилась совершенно новая модель менеджмента. Она не идеальна, так как переняла у своих собратьев не только плюсы, но и некоторые минусы, но получила огромное развитие и стала предметам для изучения зарубежных коллег, которые стремятся перенести некоторые ее особенности на свои предприятия, при этом изменяя некоторые характеристики.


Заключение


Вопрос о наиболее эффективном управлении был актуальным на протяжении всей современной истории человечества. Со временем, результативность деятельности предприятий отдельного государства играла все большую роль в хозяйственной жизни страны, что прямо пропорционально отражалось на мировой экономике в целом. В условиях процесса глобализации экономическое фиаско одной организации может повлечь за собой финансовый крах целых государств, что ещё больше актуализировало тему менеджмента. Примером эффективного выхода из сложнейших, с точки зрения экономики, ситуаций определённо может служить Республика Корея, ставшая впоследствии "экономическим чудом", которое привлекло внимание многих экономистов.

Показавшие свою эффективность во времена бурного развития менеджмента, как науки, американская и японская модели менеджмента, безусловно, имеют свои достоинства и недостатки, но эти недостатки, которые иногда бывают ярко выраженными, являются неотъемлемой частью любой из моделей, т.к. они несут в себе след культурной составляющей.

Корейский опыт показывает продуктивное сочетание этих моделей. Менеджмент Южной Кореи изменялся на протяжении всей второй половины ХХ века, и, в результате таких экспериментов, получилась совершенно новая система управления организацией, в которой не обошлось и без нововведений, основанных на особенностях корейской культуры.

Одним из таких новшеств стала чеболь - крупная организация с огромным количеством дочерних фирм, с особым стилем внутреннего управления. Но чеболь на сегодняшний день является не только примером результативного ведения дел, но и предметом для потока критики, осуждающим коррумпированные связи владельцев таких корпораций с представителями власти.

История развития этих отношений стала ярким примером взаимодействия государства и крупного предпринимательства. Принимая абсолютно различные по своему отношению меры, правительство Южной Кореи сумело воссоздать хрупкий, но все же, действующий баланс между своим влиянием на развитие страны и влиянием чеболей, которые в трудные времена играли роль "спасательного круга" в экономике страны, а в периоды расцвета становились обузой для правительства.

Система управления, принятая на этих организациях, стала достоянием корейского народа. Адаптируясь под внешние условия, на нее также подействовало влияние государства, однако большая часть изменений все же оставалась результатом культурных трансформаций, вызванных перекладыванием американской и японской моделей менеджмента на новый менталитет. Именно они стали основой для столь эффективного развития экономики Республики Корея, остающейся "азиатским тигром" даже в современных условиях.

Мировой финансовый кризис, ударивший по всей мировой финансовой системе, погрузил экономики различных государств в состояние, близкое к панике. В результате негативного влияния кризиса настал спад производства, что в свою очередь привело к сворачиванию многих инвестиционных программ, что нанесло непоправимый ущерб чеболям Республики Корея, которые не только являются вкладчиками в развивающиеся страны Азии, но и сами активно используют инвестиции, полученные из более развитых государств.

В то время как мировое сообщество вынуждено приходить к консолидированным решениям, Южная Корея предлагает свои меры, которые должны привести к глобальной экономической стабильности. И Республика Корея со своими идеями, сумевшая возобновить свой статус кредитоспособной страны после кризиса 1997 года в двухлетний срок, представляет в этом вопросе особый интерес.

К современному кризису, государство Южной Кореи оказалось более подготовленным, чем к азиатскому кризису 1997 года. На начало 2008 года резервный фонд $240 млрд, что было шестым показателем в мире. Но даже такой суммы не хватало для обеспечения страны в столь продолжительный спад.

Для предотвращения паники, правительство страны было вынуждено выделить денежные массы для вспомоществования банкам государства. Такая помощь распространялась и на внешние займы банков. Однако в скором времени стало ясно, что даже 100$ млрд недостаточно для смягчения удара кризиса, после чего правительство пообещало выделить ещё 30$ млрд. Но не смотря на активные действия государства, позволившие выдавать кредиты для малого и среднего бизнеса, ущерб, нанесенный экономике, был громаден.

Однако в планах правительства до сих пор остается стремление к развитию экономики, а не к сдерживанию кризиса. Занявший в 2007 году пост президента, Ли Мен Бек не планирует отступать от программы, которая стала его основным фактором предвыборной гонки.

Он не собирается отступать от программы "747", разработанной до его вступления на пост ведущими корейскими учеными. По этой программе, правительство страны намерено удерживать экономический рост на уровне не менее 7%, увеличит ВНП на душу населения на $10 тыс. в год и занять 7 позицию среди стран мира по основным макроэкономическим показателям.

Для решения столь непростых задач, которые бы позволили Кореи развиваться в то время, как в мире бушует кризис, президент Республики, как и многие его предшественники в тяжелые времена, готов вновь сделать ставку на чеболи, вернув им привилегии для более эффективного развития, путем снижения налогов и ослабив лимитирующие их деятельность. [37]

Ещё одним интересным ходом со стороны правительства Кореи в современном кризисе стало то, что на этот раз оно не планирует приостанавливать международные соглашения, заключенные до сентября 2008 года.

Так, Корея способствует скорейшей реализации соглашения "Инициатива Чианг Май", заключенного между 13 странами АСЕАН 4 мая 2008 года. По данному соглашению, планируется создание особого антикризисного фонда внутри региона, который призван уменьшить значимость международного валютного фонда. Вполне возможно, что такое рвение правительства Кореи обусловлено "позором", с каким им пришлось обратиться за помощью к МВФ в 1997 году.

Более того, не утих настрой Сеула на подписание договора о свободной торговле с Китаем в 2010 году, Индией и Австралией в 2011 и Японией в 2012 году, с другими странами подобные соглашения были подписаны до. [16]

Такая направленная политика Южной Кореи позволяет предположить, что эта страна сможет смягчить удар кризиса по своей экономике. Такие предположения подкрепляются и историческими событиями. Как показывают факты, в предыдущие кризисы Республика Корея делала успехи в развитии и ликвидировала их последствия в очень короткие сроки, благодаря особой структуре своих крупнейших корпораций и особенностям менеджмента, применяемого в них. Сегодня нельзя не брать во внимание и то, что эта страна было подготовлена к глобальному стрессу лучше, чем многие из стран мира, что позволяет предполагать дальнейшее бурное развитие этой страны в ближайшее время.


Библиографический список


1.     Абалкина А. Азиатские страны в поисках оптимальной интеграционной модели // Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - №2. - С.74-83.

2.     Байгереев М. Южная Корея: модернизация трудовых отношений и социальное партнерство [Электронный ресурс] / М. Байгереев. - Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://worldwide. hyundai.com/web/Profile/Management.html

46. Kil S. H. Understanding Korean politics: an introduction / S. H. Kil, C.I. Moon - Albany: New York Press, 2001. - 372 p.

47. Kim D. O. Employment relations and HRM in South Korea / D. O. Kim. - Wiltshire: Antony Rowe, 2004. - 227 p.

48. Lee K. B. Korea and East Asia: the story of a Phoenix / K. B. Lee. - Westport: Greenwood Publishing Group, 1997. - 281 p.

49. Locke A. Second time around / A. Locke // The Economist. - December 25, 2008.

50. Nahm A. C. Historical dictionary of the Republic of Korea / A. C. Nahm, Hoare J. E. - 2nd edition. - Lanham: Scarecrow Press, 2004. - 319 p.

51. Rowley C. Managing Korean business: organization, culture, human resources and change / C. Rowley, T. W. Sohn, J. Bae. - London: Frank Cass publishers, 2002. - 211 p.

52. Schoderbeck P. P. Management / P. P. Schoderbeck, R. A. Cosier, J. C. Aplin. - 2nd edition. - Orlando: Harcourt Brace Jovanovich, 1991. - 794 p.

53. Schroeder R. G. Operations Management: Contemporary Concepts and Cases / R. G. Schroeder. - Columbus: Irwin Professional Pub, 2004. - 160 p.

54. Перевод иноязычных источников выполнен автором.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.