Представленная структура бизнес-процессов (см. табл. 3.1.), на мой взгляд, не достаточно полна. Структура бизнес-процессов в идеале должна представлять собой регламент работы предприятия. Она должна отражать порядок выполнения каждым работником предприятия своих функций, ресурсы, необходимые для этого, время, результаты и показатели, по которым эти результаты могут быть оценены, а также должны быть определены потребители этих результатов.
В данном случае мы видим слишком укрупненное деление производства на бизнес-процессы. Кроме того, некоторые службы и отделы, необходимые для осуществления основной деятельности предприятия, не были задействованы в перечне бизнес-процессов (см. рис. 3.1). Также в рамках данной системы менеджмента качества не были разработаны основные показатели, по которым можно было бы оценивать результаты каждого бизнес-процесса. И еще один важный «минус» — четко не определены лица, ответственные за каждый результат, полученный на выходе любого из бизнес-процессов.
Основываясь на данных видимых недостатках, нельзя назвать этот перечень бизнес-процессов регламентом, по которому предприятие может работать. Данное деление производства на бизнес-процессы носит скорее формальный характер, чем практический.
Чтобы отразить вклад в производство всех работников предприятия, в представленную структуру, например, можно добавить следующие вспомогательные бизнес-процессы: (см. табл. 3.2)
Таблица 3.2
Вспомогательные бизнес-процессы ОАО «ВСЭМ»
№ п/п
Название бизнес-процесса
Составляющие процесса (подпроцессы)
Входящая информация
Исходящая информация
Отдел, служба, структурное подразделение, ответственное за подготовку исходящей информации
Получатель исходящей информации
Планируемые и отчетные показатели
13
Обеспечение фронтом работ
1.1. Деятельность по позиционированию и планированию организации на рынке производителей электромонтажных и пусконаладочных работ. Разработка и осуществление рекламных компаний.
1. Внешняя общая информация (ситуация в экономике страны, региона, информация о деятельности конкурентов и партнеров, научно-техническом прогрессе)
2. Политика и стратегия организации
3. Положение о руководстве ОАО «ВСЭМ»
4. Информация о текущей деятельности организации (заключенных договорах, требованиях заказчиков, поступающих и расходуемых финансовых и материальных ресурсах)
13.1. Рекламные материалы.
Маркетолог
Процесс 11.
Потенциальные заказчики.
Отчет об участии в тендерах. Отчет о размещенной рекламной информации
13.2. План рекламных мероприятий
Процессы 1, 11.
13.3.Заявка на выделение денежных средств на проведение рекламных мероприятий.
Процесс 16
1.2. Участие в тендерах.
13.4. Необходимая документация для участия в тендере.
Процесс 2
13.5. Отчет о результатах участия в тендере
Процесс 1
14
Управление автопарком
14.1. Определение потребности в машинах и механизмах
1. Инвентарный перечень машин и механизмов
2. Перспективный план развития ОАО «ВСЭМ»
3. Заявки от начальников отделов и служб предприятия
4. Необходимые детали и зап. части
14.1. План по использованию машин и механизмов
Начальник автобазы
Процессы 1, 4, 14
1. Объем и сроки автоперевозки с указанием получателей продукции.
2. Объем и сроки автоперевозки для внутреннего потребления
14.2. Заявка на приобретение необходимых машин и механизмов
14.2. Прием заявок на обеспечение машинами и механизмами
14.3. Документы, связанные с регистрацией входящих заявок
Диспетчер
Процесс 1, 14
14.4. Документы, связанные с учетом времени работы машин и механизмов
Процесс 1, 8, 14, 16
14.5. Маршрутный лист
14.3. Контроль за техническим состоянием машин и механизмов
14.6. Акт проверки технического состояния автопарка
Начальники автоколонн
Процесс 1, 14, 16
14.7. Заявка на ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов
14.4. Ремонт и обслуживание автопарка
14.8. Акт о выполненных работах
Слесари
Процесс 4, 14,
14.9. Заявка на приобретение необходимых деталей, зап. частей
15
Регулирование юридических вопросов
1. Обеспечение соблюдения законности в процессе осуществления деятельности предприятия
1. Политика и стратегия организации
2. Учредительные документы организации
4. Протоколы заседания Совета директоров
5. Отчеты за предыдущий период (годовой, квартальные, месячные)
6. Информация о текущей деятельности организации (заключенных договорах, требованиях заказчиков, поступающих и расходуемых финансовых и материальных ресурсах)
7. Внешняя нормативная информация (изменения в государственных и региональных законах, нормативных актах)
8. Внешняя общая информация (ситуация в экономике страны, региона, информация о деятельности конкурентов и партнеров, научно-техническом прогрессе)
15.1. Согласованные документы
15.2. Правовые заключения по документам о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ветственности, по предложениям о списании безнадежной кредиторской задолженности
Юрисконсульт
Процессы 1, 2, 8, 11
Количество договоров и сведения об их исполнении, сумма полученных и уплаченных штрафных санкций, размер задолженности к взысканию и др.
2. Защита правовых интересов предприятия
15.2. Мотивированные ответы на претензии
Процесс 7
3. Методическое руководство правовой работой. Разработка документов правового характера
15.3. Прокт приказов, инструкций, положений, стандартов и др. актов правового характера
15.4. Предложения об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также по укреплению трудовой, финансовой и договорной дисциплины
Процессы 1-16
4. Учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел
15.4. Архив судебных и арбитражных дел
Процесс 15
16
Учет результатов деятельности предприятия
1. Ведение бухгалтерского учета деятельности организации в соответствии с требованиями законодательства и внутренних документов предприятия. А также предоставление бух. отчетности в гос. органы и публикация ее в СМИ
8. Положение о бухгалтерском учете в организации
9. Информация от служб и отделов предприятия об использовании рабочего времени работников
16.1. Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерия
Процесс 1, внешние пользователи
Данные аналитического учета и отчетности
2. Инвентаризация имущества предприятия
16.2. Отчет о результатах инвентаризации
Процессы 1, 9, 10, 14
3. Осуществление расчетов с поставщиками, заказчиками, ген.подрядчиками, сотрудниками, а также по всем другим обязательствам
16.3. Расчетные документы (счет-фактуры, счета, акты сверки т.д.)
Внешние пользователи
4. Исполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными организациями
16.4. Налоговые декларации
Гос. бюджет и внебюджетные организации
5. Проведение бухгалтерских проверок и проверок финансово-хозяйственной деятельности
16.5. Акт о результатах проведения проверок
Процессы 1, 15, 16
Что касается показателей, по которым могут быть оценены результаты каждого бизнес-процесса, то их не должно быть чрезмерно много, чтобы не загружать работника лишней работой, отвлекая тем самым его от выполнения своих непосредственных должностных обязанностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15