Рефераты. Управление затратами на основе попроцессного метода организации строительного производства







Из таблицы 3.3 видно, что в 2009 году доля материальных затрат в структуре себестоимости значительно снизилась, а доля затрат на оплату труда возросла почти на 12%. В то же время выручка от осуществления работ и услуг увеличилась на 17 %. Это объяснятся тем, что в 2009 году увеличилась доля пусконаладочных работ, практически не требующих материальных затрат.

Также показатели из таблицы 3.3 позволяют определить, что наиболее весомыми элементами затрат являются материальные затраты и затраты на оплату труда. В сумме они составляют более 70 % всех затрат предприятия.

Для оценки эффективности затрат необходимо изучить показатель отдачи от затрат:


Данные расчетов представлены в таблице 3.4.


Таблица 3.4

Оценка эффективности затрат

Показатель

Выручка / Затраты

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Выручка (тыс. руб.)

186 615

359 345

422 124

Материальные затраты

2,16

2,25

3,12

Затраты на оплату труда

3,61

4,30

2,85

Отчисления на социальные нужды

16,06

18,88

15,51

Амортизация

48,92

51,07

22,61

Прочие затраты

7,40

10,17

8,96

Итого по элементам затрат

1,04

1,18

1,12


По данным таблицы 3.4 можно сделать вывод, что отдача от затрат на материалы увеличивается, а отдача от затрат на оплату труда снижается, при росте расходов на оплату труда. Это свидетельствует о недостаточной эффективности процесса управления затратами на предприятии.

Из проведенного анализа можно заметить необходимость снижения затрат на оплату труда. Для того чтобы выяснить причины увеличения доли затрат на оплату труда в общей сумме затрат предприятия, необходимо проанализировать влияние на нее каждого из факторов (увеличения численности работников и увеличения размера средней заработной платы за месяц).

По данным, предоставленным предприятием, среднемесячная заработная плата за последние три года составила:


2007 год — 16 907 руб.

2008 год — 20 086 руб.

2009 год — 30 267 руб.


Численность работников за последние три года следующая:


2007 год — 255 чел.

2008 год — 347 чел.

2009 год — 408 чел.


Рассчитаем влияние увеличения численности работников на затраты на оплату труда.

В 2008 году затраты на оплату труда составили:


тыс. руб.


При неизменной величине средней заработной платы, а только за счет увеличения численности работников, затраты на оплату труда в 2009 году составили бы:


 тыс. руб.


А фактически затраты на оплату труда в 2009 году составили 148 190 тыс. руб. соответственно за счет увеличения среднемесячной заработной платы затраты на оплату труда в 2009 году увеличились на:


тыс. руб.


Проанализируем темпы изменения средней заработной платы. Результаты представлены в таблице 3.5.


Таблица 3.5

Изменение средней заработной платы

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Средняя заработная плата за месяц

16 907

20 086

30 267

Изменение среднемесячной заработной платы по сравнению с предыдущим годом

-

1,19

1,51


Из таблицы 3.5 видно, что в 2009 году размер среднемесячной заработной платы увеличился почти на 50 %. Увеличение уровня среднемесячной заработной платы, безусловно, хороший показатель для предприятия. Но в период экономического кризиса такой темп роста может пошатнуть его финансовое состояние. Целесообразно было бы сократить затраты на оплату труда.

Традиционно, расходы на оплату труда выступают как одна из значимых составляющих себестоимости. Однако организация, рассматривающая своих сотрудников как высшую ценность и стремящаяся совместить их интересы со своими, вынуждена провозгласить максимизацию фонда оплаты труда своей высшей целью. Для такой организации становится невозможным снижение себестоимости за счет этого элемента, по крайней мере «в лоб». Можно пересмотреть организацию бизнеса, кадровую политику организации, взаимоотношения с сотрудниками и другие социальные аспекты этого вопроса, совершенствуя их с точки зрения предприятия в целом, но не умаляя значимости
отдельных людей.

Сама такая постановка вопроса по сути означает, что фонд оплаты труда требуется вывести за рамки традиционной себестоимости. Пока затраты на оплату труда включены в себестоимость, рабочая сила рассматривается как ресурс, подлежащий эксплуатации, затраты на который имеет смысл минимизировать для достижения наивысшей возможной ценовой конкурентоспособности.

При сокращении затрат на оплату труда необходимо проанализировать все положительные и отрицательные последствия каждого способа, чтобы избежать неприятных результатов. Например, сокращение численности сотрудников приводит, конечно, к уменьшению фонда оплаты труда, но чревато чрезмерными нагрузками на оставшихся людей, результатом чего может стать снижение производительности их труда, потеря интереса и ухудшение морального климата.

На мой взгляд, для решения этой задачи имеет смысл вернуться к механизмам мотивации в системе качества. В ней материальное стимулирование рассматривалось как один из элементов мотивации. Чтобы материальное стимулирование было действенным, надо сделать получаемые каждым сотрудником суммы зависимыми от успехов или неудач работы предприятия. Ясно, что фиксированная зарплата делает человека наёмным работником. А если заработок и успехи чётко связаны, то появляется мотивация к постоянному совершенствованию. Кроме того, такая сравнительно простая мера весьма способствует тому, чтобы личные интересы каждого сотрудника сблизились с интересами организации как целого.

Для реализации данного метода снижения затрат на оплату труда необходимо, чтобы деятельность предприятия была разделена на отдельные бизнес-процессы.


3.2 Методика построения процессов основного производства


В международной практике широко и довольно успешно применяется метод учета затрат по бизнес-процессам.

Для моделирования системы бизнес-процессов необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:

1.                Какие процессы есть на предприятии?

2.                Какие целевые установки имеет этот процесс, зачем нужен
этот процесс?

3.                Где начинается и где заканчивается процесс и как он связан
с другими?

4.                Кто отвечает за весь процесс, кто — за определенную его часть?

5.                Как протекает процесс?

6.                Какие средства и ресурсы требуются для его выполнения?

7.                На каких этапах следует выполнение процесса? Кто делает что, когда, почему и как?

8.                С помощью каких показателей управляют процессом и оценивают результат?

9.                Какие контрольные операции встроены в процесс, чтобы он был прогнозируемым?

10.            Где мы видим возможности для улучшения и как мы их
осуществляем?

ОАО «ВСЭМ» с 2005 года работает на основе международных стандартов качества ISO 9000. Система менеджмента качества, разработанная для компании, предусматривает выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов деятельности компании. Данные бизнес-процессы, а также документооборот между ними представлены в таблице 3.1



Таблица 3.1

Бизнес-процессы ОАО «ВСЭМ»

№ п/п

Название бизнес-процесса

Составляющие процесса (подпроцессы)

Владелец процесса

Входящая информация

Исходящая информация

Получатель

исходящей

информации

1

Стратегическое управление организацией

1.                   Стратегическое и тактическое планирование деятельности и развития организации

2.                    Осуществление руководства организацией для реализации поставленных целей по всем направлениям деятельности

3.                   Мониторинг результативности и эффективности функционирования организацией, корректировка целей и тактики их достижения

4.                    Деятельность по позиционированию и планированию организации на рынке производителей электромонтажных и пусконаладочных работ

Генеральный директор

1.                   Политика и стратегия организации

2.                   Положение о руководстве ОАО «ВСЭМ»

3.                   Протоколы заседания Совета директоров

4.                   Отчеты за предыдущий период (годовой, квартальные, месячные)

5.                   Информация о текущей деятельности организации (заключенных договорах, требованиях заказчиков, поступающих и расходуемых финансовых и материальных ресурсах)

6.                   Внешняя нормативная информация (изменения в государственных и региональных законах, нормативных актах) Внешняя общая информация (ситуация в экономике страны, региона, информация о деятельности конкурентов и партнеров, научно-техническом прогрессе)

1.1.Актуализированная стратегия, политика, цели организации

Процесс 1

1.2.Актуализированный перспективный план развития ОАО «ВСЭМ»

Процессы 8, 9,10, 11

1.3. Годовой план социально-экономического развития ОАО «ВСЭМ»

Процесс 2

1.4. Оперативный месячный план работы организации

Процесс 1

1.5. Месячные, квартальные и годовые отчеты

Процесс 1

1.6. Заключения о результатах анализа и функционирования СМК

Процесс 12

1.7. Рекламно-информационное позиционирование ОАО «ВСЭМ» в регионе

Потенциальные заказчики, партнеры

2

Подготовка договора
(контракта)

1. Определение и анализ требований заказчика

2. Подготовка документации для участия в тендере

3. Подготовка, согласование и подписание контракта на выполнение электромонтажных работ)

4. Подбор субподрядных организаций и заключение с ними договоров

Технический директор

1.                   Годовой план социально-экономического развития ОАО «ВСЭМ»

2.                   Информация о возможном договоре

2.1. Договор на выполнение работ

Процессы 3, 6, 7

2.2. Пакет проектно-сметной документации

Процесс 3

2.3. Отказ от дальнейшей работы

Процесс 2

3

Подготовка производства работ

1. Подготовка документации (сметы, ППР, ПОС)

2. Обеспечение материальными ресурсами (оборудованием, заготовками)

3. Комплектование персоналом

4. Подготовка объекта (прием под монтаж, оборудование бытовок и т.п.)

Заместитель технического директора по подготовке производства — руководитель отдела подготовки производства

1. Договор на выполнение работ

2. Пакет проектно-сметной документации

3. материалы и комплектующие для объекта

3.1. Заявка в Отдел материально-технического снабжения

Процесс 4

3.2. Рабочая проектно-сметная документация

Процесс 6

3.3. Определение потребности в технологическом оборудовании и инструменте

Процесс 9

3.4. Принятые материалы и комплектующие

Процесс 5

3.5. ППР и технологическая документация

Процесс 5

3.6. Принятый под монтаж объект

Процесс 5

3.7. Подготовленная бригада электромонтажников

Процесс 5

3.8. Договор субподряда

Процесс 3, заказчик

4

Закупки

1. Выбор и оценка поставщиков

2. Заключение договоров поставок

3. Приемка получаемой по договору поставки продукции

Руководитель отдела материально-технического снабжения

1. Рекламная информация от поставщиков

2. Заявки на закупки материальных ценностей и услуг (из процессов 3, 9, 10, 11)

4.1. Утвержденный список одобренных поставщиков

Процесс 4

4.2. Принятые материалы, комплектующие, оборудование и т.д.

Процессы 3, 9, 10, 11

4.3.База данных: список поставщиков для последующего анализа

Процесс 4

5

Производство электромонтажных работ

1.Оформление нормативно-разрешительной документации на допуск к работе

2. Электромонтажные работы

3. Пуско-наладочные работы

4. Контроль качества работ и устранение несоответствий

Заместитель генерального директора по производству

1. Принятый под монтаж объект

2. Подготовленная бригада электромонтажников

3. Принятые материалы и комплектующие

4. Технологическая документация

5. Технологическое оборудование и инструмент, выданные для работы

6. Приборы, выданные для проведения замеров

5.1. Акты и протоколы, полученные в процессе выполнения работ

Процесс 6

5.2. Электроустановка, готовая к предъявлению заказчику

Процесс 6

5.3. Акт приемки работ внутренней комиссией

Процесс 5

5.4. Технологическое оборудование и инструмент, сданные для ремонта и хранения

Процесс 9

5.5. Приборы, сданные для ремонта и хранения

Процесс 9

6

Сдача-приемка объекта

1. Подготовка сдаточной документации

2. Предъявление объекта надзорным инстанциям

3. Предъявление объекта заказчику

4. Устранение несоответствий

5. Оформление сдачи объекта

Заместитель генерального директора по производству

1. Договор на выполнение работ

2. Рабочая проектно-сметная документация

3. Акты и протоколы, полученные во время выполнения работ

4. Электроустановка, готовая к предъявлению заказчику

6.1. Объект, сданный заказчику

Заказчик

6.2. Акт сдачи объекта заказчику

Процесс 7

7

Гарантийное обслуживание

1. Регистрация претензий

2. Организация устранения несоответствий, обнаруженных в процессе эксплуатации

Технический директор

1. Договор на выполнение работ (раздел гарантийных обязательств)

2. Претензии, поступившие от заказчика

3. Акт сдачи объекта заказчику

7.1. Акт, подтверждающий устранение несоответствий

Процесс 7

7.2. Служебная записка на имя технического директора с отчетом по данной претензии

Процесс 12

7.3. Письмо, направленное заказчику с мотивированным указанием того, что данный случай не является гарантийным

Заказчик

8

Управление персоналом

1. Определение потребности в персонале с соответствующей компетентностью

2. Наем, подготовка, повышение квалификации работников

3. Аттестация работников

Директор по кадрам

1. Перспективный план развития ОАО «ВСЭМ»

2. Положения о структурных подразделениях ОАО «ВСЭМ»,должностные инструкции

8.1. Оптимальный кадровый состав организации

Процессы 1-12

8.2. Годовой отчет по кадровой работе организации

Процесс 1

9

Управление оборудованием

1. Управление технологическим оборудованием, инструментом (подготовка, обслуживание, ремонт)

2. Управление контрольно-измерительным оборудованием (хранение, выдача приборов, составление графиков проверки, проверка, калибровка и ремонт приборов)

Технический директор

1. ППР: определение потребности в технологическом оборудовании, инструменте

2. Перспективный план развития ОАО «ВСЭМ»

3. Имеющиеся оборудование, инструменты, приборы

4. Технологическое оборудование инструменты и приборы, закупленные

5. Технологическое оборудование, инструменты и приборы, сданные для ремонта и хранения

9.1. Заявка в отдел материально-технического снабжения на приобретение технологического оборудования, инструментов и приборов

Процесс 4

9.2. Технологическое оборудование, инструменты и приборы, выданные для
электромонтажных работ

Процесс 5

9.3. Технологическое оборудование, инструменты и приборы на складе, пригодные для использования

Процесс 9

9.4. Списанные технологическое оборудование, инструменты и приборы

10

Управление объектами инфраструктуры и производственной средой

1. Определение потребности в объектах инфраструктуры. Планирование и осуществление ремонта и обслуживания зданий, сооружений. Контроль за состоянием объектов

2. Разработка и осуществление плана мероприятий по охране труда

Помощник генерального директора по социальному развитию и строительству

1. Инвентарный перечень зданий и сооружений

2. Перспективный план развития ОАО «ВСЭМ»

10.1. Безопасные условия производства для персонала

Процессы 1-12

10.2. Здания и сооружения для производства

Процессы 1-12

10.3. Информационные сети, соответствующие потребностям производства

Процессы 1-12

11

Обеспечение деятельности в соответствии с нормативными документами

1. Работы по аккредитации

2. Работы по лицензированию

3. Работы по сертификации

4. управление документами (технологическими, корпоративными, организационно-распорядительными, коммерческими, корреспонденцией)

5. Приобретение внешних нормативных документов

6. разработка, согласование, утверждение документов, введение их в действие

7. Использование, актуализация, внесение изменений

8. Отмена, изъятие из обращения

Главный технолог

1. Имеющаяся справочно-информационная база

2. Перспективный план развития ОАО «ВСЭМ»

3. Приобретенные необходимые внешние документы

11.1. Актуальная справочно-информационная база

Процесс 11

11.2. Действующие свидетельства об аккредитации, лицензии, сертификаты

Процесс 1

11.3. Заявка в отдел материально-технического снабжения на приобретение необходимых внешних документов

Процесс 4

12

Мониторинг качества продукции и процессов

1. Мониторинг качества продукции

2. Мониторинг процессов

3. Мониторинг удовлетворенности потребителей

4. Управление регистрируемыми данными о качестве

Заместитель технического директора — руководитель службы
качества

1. Информация о достижениях конкурентов и средняя по отрасли

2. Документация СМК и технологическая

3.Данные о результатах функционирования процессов, показателях продукции. Удовлетворенности потребителей

12.1. Результаты анализа показателей

Процесс 1

12.2. Программа корректирующих действий

Процесс 2

12.3. Целевые значения показателей

Процесс 12

12.4. Перечень показателей процессов, продукции, СМК, удовлетворенности потребителей

Процесс 12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.