Рефераты. Управление затратами и его влияние на финансовые результаты деятельности предприятия (на примере ОАО "Старт")






Места возникновения затрат, как правило, представляют собой структурные подразделения предприятия (цехи или участки производства), которые выделяются в самостоятельные объекты учета. Такое выделение позволяет уже на начальном этапе бухгалтерского учета классифицировать издержки, возникающие в подразделениях предприятия, и обеспечивать дифференцированное распределение понесенных расходов на единицу продукции, необходимое для точного калькулирования себестоимости. По местам возникновения затрат организуют планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов и углубления хозяйственного расчета.

Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета затрат на производство по элементам производства и статьям себестоимости. Структурные подразделения определенным образом соподчинены, например «цех – участок – бригада», поэтому и аналитический учет по местам возникновения затрат должен строиться по иерархическому принципу.

По отношению к процессу производства места возникновения затрат ОАО «СТАРТ» можно классифицировать как производственные, обслуживающие и условные:

·        к производственным относятся цехи, участки, бригады;

·        к обслуживающим – отделы и службы управления, склады, лаборатории и т.п.;

в условных местах возникновения затрат возникают не связанные с конкретными структурными подразделениями затраты, которые следует группировать как самостоятельные объекты учета; это, например, та часть общецеховых расходов, которая не относится к конкретным управленческим службам цеха.

Для решения перечисленных выше задач места возникновения издержек ОАО «СТАРТ» определяют в соответствии со следующими основными принципами:

·        каждому месту возникновения затрат должна соответствовать своя сфера ответственности; при выделении мест возникновения затрат по принципу разграничения ответственности целесообразно опираться на уже существующую организационную структуру и использовать, если она разработана, номенклатуру подразделений и участков предприятия;

·        причины, которые приводят к возникновению затрат, должны поддаваться количественному определению; для каждого места возникновения затрат требуется установить единицы измерения, на которые приходятся затраты (например, машино-час, норму времени на обработку детали).

В составе мест возникновения затрат обычно выделяют главные места возникновения затрат, где изготавливается продукция, и вспомогательные места возникновения затрат, обслуживающие процесс производства мест возникновения затрат внутри цехов основного производства или вне этих цехов. В главных местах возникновения затрат чаще всего обособляют прямые затраты на изготовление, а во вспомогательных все затраты учитывают в целом, как правило, по элементам. Возможен и такой вариант, при котором и в главных, и во вспомогательных местах возникновения затрат расходы учитывают только по элементам или только важнейшие из них.

Большое разнообразие мест возникновения затрат требует их систематизации, причем в первую очередь должна быть принята во внимание принадлежность отдельных видов издержек к определенной службе, месту, сфере деятельности. В целом исходя из общей схемы производственного процесса в качестве совокупных мест возникновения затрат проще и целесообразнее начать группировку по этапам производственного цикла:

·        снабжение предметами труда;

·        собственно производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

·        обслуживание производственного процесса;

·        сбыт готовой продукции;

·        управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Все службы, принимающие участие в производственном процессе, тесно взаимосвязаны и не могут в рамках одного предприятия существовать обособленно. Однако каждая из них имеет свои условия формирования затрат, и соответственно степень детализации затрат по местам их возникновения для каждого предприятия индивидуальна.


2.3 Бюджетирование затрат


В современном управленческом учете широко используется традиционное калькулирование себестоимости, включая взаимосвязи «стандарт-кост», «директ-костинг», анализ «затраты – объем производства – прибыль», метод калькуляции себестоимости по операциям. Для достижения и сохранения передовых позиций в конкурентной борьбе все в большей степени потенциальным направлением развития управленческого учета становится ориентация на бюджетное планирование, что соответствует новой концепции менеджмента – управлению по целям. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования – важнейшей функции управления.

Существование в организации системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции (определение целевых показателей деятельности организации и путей их достижения), но и функции контроля (мониторинга) за процессами реализации планов и выявления возникших отклонений. Поэтому составляемые в организациях планы должны отвечать не только на вопросы: «что и как следует делать», «как, где и когда необходимо использовать имеющийся функционирующий капитал (ресурсы) для обеспечения повышения эффективности дальнейшего развития», но и на вопрос: «что не удалось сделать, почему». Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.

Управление затратами и результатами в настоящие время не идентично прежней традиционной системе учета и контроля. Напротив, подлинное управление издержками и доходами начинается лишь тогда, когда в систему учета встраивается новая подсистема управленческого контроля – бюджетирование. Не контроль прошлых, свершившихся фактов хозяйственной жизни, а контроль, основанный на сопоставлении запланированных показателей с фактическими, анализе причин отклонений, осуществлении встречных мер по регулированию и накоплению опыта для будущего планирования и прогнозирования, является настоящей предпосылкой, основной базой управления затратами, а следовательно, и прибылью.

Бюджетная политика формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки; закрепления регламентов бюджетирования. По форме она аналогична учетной политике.

Эффективность реализации функций управленческого учета посредством фиксации отклонений значительно варьируется в зависимости от инструмента, посредством которого осуществляется учет отклонений. В соответствии с этим можно выделить два направления учета отклонений.

Первое направление – отражение отклонений в системном бухгалтерском учете на синтетических и аналитических счетах, анализ данных об отклонениях, аккумулирующихся на этих счетах со значительной степенью детализации информации, и последующее списание отклонений на счета реализации или результатов. При этом отклонения учитываются: по различным категориям затрат и результатов; по использованным ресурсам; по центрам ответственности; по сегментам деятельности. В российском бухгалтерском учете подобное получение информации об отклонениях не практиковалось.

Второе направление – отражение отклонений в первичной документации и учетных регистрах вне системы синтетических и аналитических счетов, что было свойственно отечественному нормативному методу, который для выявления и учета отклонений традиционно обходился без специальных счетов и субсчетов. В данном случае оперативный учет отклонений ориентирован на фиксацию (выявление) отклонений лишь в разрезе соответствующих затрат на производство и не направлен на конечный результат.

Таким образом, выбор инструмента контроля сохранности материальных и денежных ценностей, оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности через фиксацию и анализ отклонений должны осуществляться на основе сравнения масштабов и периодичности возникновения хозяйственных явлений, работы отдельных подразделений и направлений бизнеса, частоты осуществления хозяйственных операций, принятых за объект нормирования, и частоты фиксации отклонений предложенными инструментами по нормируемым хозяйственным операциям.

Система стандартных норм, нормативов, смет и т.п. способствует повышению степени контроля за производственными, административными и коммерческими издержками на внутрихозяйственном уровне, что достигается путем выявления отклонений фактических затрат от нормативных издержек. Вместе с тем эта система не предусматривает обязательного документирования отклонений от стандартов, установленных в процессе оперативного контроля за производством и продажей продукции. Поэтому наличие отклонений можно выявить либо расчетным путем при распределении затрат, либо специальными приемами – записями. Предпочтительнее оказывается определение общих сумм отклонений по отдельным статьям затрат (материальным, оплате труда, производственным накладным, административно-управленческим и коммерческим расходам). С этой целью по каждой статье калькуляции в управленческой бухгалтерии открываются счета отклонений.

Следовательно, для повышения аналитических возможностей управленческого учета и его контрольных функций можно детализировать учет отклонений по отдельным факторам, воздействующим на общее отклонение от суммы нормативного расхода по той или иной статье, и тогда число открываемых счетов отклонений увеличивается. Представляется, что введение таких счетов должно упростить процедуру аналитического учета и сделать его более детализированным и оперативным. Например, если считать, что на расход отдельных видов материальных ресурсов действуют два фактора отклонений от стандартов: отклонение в цене и отклонение в количестве, то для учета этих отклонений необходимо открыть два счета: отклонения цен на материалы и отклонения по материалам за счет их использования.

По оплате труда также принимаются во внимание два фактора: разница в часовых ставках заработной платы и в количестве единиц продукции, произведенной в течение часа работы. Отклонения по производственным накладным расходам возникают по причинам несоблюдения сметы, недоиспользования мощности, различий в затратах времени на единицу деятельности учебно-калькуляционных подразделений (производительности). На отклонения от норм по административно-управленческим и торговым (коммерческим) расходам влияют факторы, связанные с объемом деятельности сбытовых служб и подразделений управления, а также с соблюдением ставок контролируемых (переменных) расходов. По каждому из названных факторов отклонений системы нормированных издержек при записи производственных и коммерческих операций требуется использование отдельного счета отклонений соответствующего наименования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.