Рефераты. Управление затратами и его влияние на финансовые результаты деятельности предприятия (на примере ОАО "Старт")






Затраты на ремонт оборудования могут измениться из-за объема ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных средств, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, экономного их использования.

На сумму расходов по внутреннему перемещению грузов оказывают влияние вид транспортных средств, полнота их использования, степень выполнения производственной программы, экономное использование средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.

Для анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонения и их причины.

Как видно из таблицы 1 по статьям «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы» на ОАО «Старт» произошло снижение затрат, а по «Коммерческие расходы», наоборот, увеличение:

·        общепроизводственные расходы уменьшились на 19 тыс. руб. (с 140 тыс. до 121 тыс. руб.), доля в составе расходов также сократилась на 0,30%;

·        общехозяйственные расходы уменьшились на 116 тыс. руб. (с 356 тыс. до 240 тыс. руб.), доля в составе расходов также сократилась на 4,32%;

·        коммерческие расходы увеличились на 2 тыс. руб. и составили на 2007 год 140 тыс. руб., доля также увеличилась с 6,57 до 7,37%, то есть на 0,8%.

Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов требует значительных затрат времени. Эти статьи расходов являются комплексными и состоят из большого набора элементных видов расходов, разнообразных по своему экономическому содержанию. Эффективность и оперативность управления затратами посредством выявления и учета отклонений зависят от инструмента, с помощью которого осуществляется выявление отклонений.

Коммерческие расходы включают в себя затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.

Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов перевозки грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок на погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Основными источниками резервов снижения себестоимости ОАО «Старт» являются:

·        увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

·        сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии.

Каждое предприятие, в том числе и ОАО «Старт» стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

При анализе себестоимости проверяется выполнение плана по затратам в целом, выявляются причины полученной экономии или допущенного перерасхода по каждой статье произведенных расходов в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Такими резервами могут быть:

·        снижение норм расхода сырья и материалов;

·        экономия, образующаяся от замены одних видов сырья, материалов, топлива другими;

·        сокращение потерь от брака;

·        повышение производительности труда и экономное расходование заработной платы;

·        улучшение качества выполнения работ.


3.2 Использование результатов анализа затрат и бюджетирование в управлении


Финансовому специалисту развивающейся компании важно держать под контролем риски, которым она подвергается. Таковых немало – жесткая конкуренция, постоянно растущие требования клиентов к качеству продукции или услуг, а также трудность поиска финансовых ресурсов для развития фирмы. Все это вынуждает финансиста брать на вооружение эффективные методы финансового управления. Однако мало решить, какие методы применять. Нужно еще выработать стратегию их использования.

Перед финансистом каждой развивающейся фирмы рано или поздно встает задача построить эффективную систему финансового управления. Как правило, в таких компаниях стремятся внедрить финансовую дисциплину и сделать бизнес более прозрачным. При этом качественные показатели работы фирмы становятся важнее количественных.

Так, предприниматель может повысить конкурентоспособность своей компании, если будет эффективно управлять денежными потоками и обладать четкой финансовой стратегией. Как известно, успешность фирмы определяют по динамике роста ее финансовых показателей. В управлении же главное – возможность сравнивать фактическое состояние дел предприятия с запланированным. Обычно владелец руководит растущей компанией при помощи таких инструментов, как управленческий учет, бюджетирование, эффективные методики регулирования затрат и автоматизация финансового отдела предприятия.

Необходимо, чтобы компания вела четкий и грамотный управленческий учет. Только в этом случае финансист сможет ежедневно оценивать показатели рентабельности каждого продукта, подразделения и клиента фирмы. Оперативный управленческий учет поможет предприятию быстрее адаптироваться к изменениям рынка. Также он позволит руководителю компании увидеть экономические проблемы в момент их возникновения. Владелец сможет устранить их прежде, чем они нанесут ощутимый материальный ущерб его бизнесу. В управленческом учете можно выделить основные моменты, например операционный анализ, управление оборотными средствами и затратами.

По своей сути, управленческий учет – не разновидность бухгалтерского учета, а способ разнести затраты по видам продукции или услуг. На любом, даже самом небольшом предприятии есть определенная система управленческого учета. Благодаря этому руководитель всегда знает, какие суммы и продукция реально получены или израсходованы предприятием. Однако управленческий учет в компании желательно автоматизировать. Поскольку если количество продаж возрастет и штат фирмы расширится, то руководитель вряд ли сможет четко отслеживать результаты работы компании на бумаге.

В современном управленческом учете широко используется традиционное калькулирование себестоимости, включая взаимосвязи «стандарт-кост», «директ-костинг», анализ «затраты – объем производства – прибыль», метод калькуляции себестоимости по операциям. Для достижения и сохранения передовых позиций в конкурентной борьбе все в большей степени потенциальным направлением развития управленческого учета становится ориентация на бюджетное планирование, что соответствует новой концепции менеджмента – управлению по целям. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования – важнейшей функции управления.

Существование в организации системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции (определение целевых показателей деятельности организации и путей их достижения), но и функции контроля (мониторинга) за процессами реализации планов и выявления возникших отклонений. Поэтому составляемые в организациях планы должны отвечать не только на вопросы: «что и как следует делать», «как, где и когда необходимо использовать имеющийся функционирующий капитал (ресурсы) для обеспечения повышения эффективности дальнейшего развития», но и на вопрос: «что не удалось сделать, почему». Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.

Управление затратами и результатами в настоящие время не идентично прежней традиционной системе учета и контроля. Напротив, подлинное управление издержками и доходами начинается лишь тогда, когда в систему учета встраивается новая подсистема управленческого контроля – бюджетирование. Не контроль прошлых, свершившихся фактов хозяйственной жизни, а контроль, основанный на сопоставлении запланированных показателей с фактическими, анализе причин отклонений, осуществлении встречных мер по регулированию и накоплению опыта для будущего планирования и прогнозирования, является настоящей предпосылкой, основной базой управления затратами, а следовательно, и прибылью.

Бюджетная политика формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки; закрепления регламентов бюджетирования. По форме она аналогична учетной политике.

Формирование механизмов взаимодействия управленческого учета и бюджетного контроля – одна из сложнейших проблем, решаемых при создании единой организационно-методологической информационной модели. Здесь возможны различные подходы и варианты.

В работах О. Янга, К. Друри, Ж. Ришара и других зарубежных авторов акцентируется внимание на использовании бюджетирования как средства измерения эффективной работы отдельных звеньев организации в соответствии с планируемыми внутренними изменениями, содержатся предложения по оценке эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирм через фиксацию отклонений. Однако все они ориентированы на использование инструмента бюджетирования в условиях иной методологии учета и планов счетов и поэтому автоматически не могут быть перенесены в российскую систему учета.

Вместе с тем в среде специалистов растет понимание того, что традиционные системы управленческого учета затрат не обеспечивают организациям, действующим в изменчивой среде, получение информации, необходимой для эффективного управления и контроля. К сожалению, в настоящее время вопросы создания таких информационных моделей, способствующих совершенствованию деятельности центров ответственности на базе бюджетных бухгалтерий, исследованы в недостаточной степени. Теоретические разработки такой методологии в порядке постановки задачи рассмотрены лишь в трудах известных ученых – В.Б. Ивашкевича, В.Ф. Палия, Я.В. Соколова, В.И. Ткача, А.Д. Шеремета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.