определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде;
определение предельного объема привлечения заемных средств;
оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;
определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко - и долгосрочной основе;
определение форм привлечения заемных средств;
определение состава основных кредиторов;
формирование эффективных условий привлечения кредитов;
обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов;
обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. В.В. Ковалев предлагает следующую классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам, которая приведена на рисунке 4) [22]:
1) По целям привлечения:
заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов;
заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;
заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей.
2) По источникам привлечения:
заемные средства, привлекаемые для внешних источников;
Рисунок 4 - Классификация заемных средств, привлекаемых предприятием, по основным признакам.
3) По периоду привлечения:
заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года);
заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года).
4) По форме привлечения:
заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);
заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);
заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит);
заемные средства, привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах.
5) По форме обеспечения:
необеспеченные заемные средства;
заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантий;
заемные средства, обеспеченные залогом или закладом.
А.П. Зудилин выделяет совокупность различных положительных особенностей заемного капитала [19]:
Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.
Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.
Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта „налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки.
Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия - риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала.
Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.).
Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.
4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.
В целом по первому разделу можно сделать вывод, что повышение эффективности бизнеса невозможно только в рамках собственных ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Открытое Акционерное Общество "Павловскгранит" находится в городе Павловске Воронежской области.
ОАО "Павловскгранит" является одним из крупнейших предприятий отрасли. Первая линия введена в эксплуатацию в июне 1976 года, вторая - в январе 1977 года, третья - в декабре 1977 года. Общество является одним из основных поставщиков нерудных материалов в России. Продукция общества конкурентоспособна, качество гранитов соответствует мировым стандартам.
Уставной капитал ОАО "Павловскгранит" составляет - 220820 тысяч рублей, доли государства в уставном капитале нет. В состав учредителей входят:
юридические лица - 45,2%
физические лица - 54,8%
Органами управления общества являются: Совет директоров, общее собрание акционеров, исполнительная дирекция и генеральный директор.
Основными видами продукции, выпускаемой предприятием в настоящее время, является щебень фракций 5 - 20 мм (1 группы), 5 - 20 мм (3 группы), 20-40 мм, 20-70 мм и песок из отсевов дробления. Щебень производится из гранитов широкой цветовой гаммы - красного, розовато-красного, серого и черного цветов, имеющего крупнозернистую структуру.
С 2001 года общество на базе приобретенного имущественного комплекса ТОО "Павловский завод ЖБК" выпускает железобетонные изделия и конструкции, используя в качестве одного из компонентов сырья собственный щебень. Это плиты дорожные, сваи для автодорог, плиты перекрытий, элементы для колодцев и др. изделия с учетом спроса на рынке.
Сырьем для производства нерудных материалов является гранит Шкурлатовского месторождения, которое детально разведано в 1969 году. Месторождение разрабатывается открытым способом с применением горнотранспортного оборудования. Общие запасы месторождения составляют 470 млн. м3. срок службы карьера составляет 106 лет. За 25 лет эксплуатации месторождения добыто 68,4 млн. м3 гранитов. Оставшиеся запасы в объеме 401,6 млн. м3 предприятие будет разрабатывать в течение 90 лет.
Проектная мощность предприятия - 7870 тыс. м3 нерудных материалов в год, она была достигнута в 1982 году. В дальнейшем в связи с ухудшением финансово-экономического положения в целом по России объемы были снижены. Начиная с 1999 года, финансово-экономическое положение общества стабилизируется, о чем говорили тенденции к увеличению объемов производства. Снижение объема 2001 года по сравнению с 2000 годом объясняется недопоставкой МПС вагонов под погрузку готовой продукции в июле - октябре.
В сентябре 2001 года обществом приобретена дробильно-сортировочная установка КИД - 1200М. На этой установки малоликвидная фракция щебня 20-70 мм перерабатывается во фракцию 5 - 20 мм с формой зерна по 1 группе использования, данный вид продукции соответствует требованиям первого класса качества и пользуется повышенным спросом.
Основными направлениями совершенствования продукции является снижение лещадности щебня до 15%, увеличение объема выпуска щебня фракции 5 - 20 мм, повышение качества.
Сильной стороной выпускаемой продукции является ГОСТ и ТУ, высокое качество, прочность - она является одним из главных компонентов строительных материалов, аналогов его применения нет.
На производство всех видов продукции и оказание услуг в обществе имеются лицензии. Численность трудящихся 2480 человек.
Рассмотрим в таблице 1 динамику производства и реализации продукции.
По данным таблицы мы видим, что объем производства и реализации за 3 года вырос, т.е. мощность наращивается. Если сравнить объем производства продукции, то мы видим, что общий итог в 2007 году продукции вырос по сравнению с 2005 годом на 21,3%, а объем реализации на 27,1%.
Таблица 1 - Динамика производства и реализации нерудных материалов в сопоставимых ценах
Год
Объем производства,
тыс. руб.
Темпы роста,%
Объем реализации,
Базисные
Цепные
2005
206003
100,0
195707
2006
234190,5
113,7
235355
120,2
2007
249869
121,3
106,7
248666
127,1
105,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15