Рефераты. Управление предвыборной кампанией






При Генпрокуратуре и прокуратурах областей на время проведения выборов создаются рабочие группы по надзору за соблюдением избирательно законодательства. Одной из их задач является мониторинг СМИ в целях обеспечения соблюдения законодательства, регулирующего порядок предвыборной агитации. По словам представителей казахстанских силовых структур «практика осуществления надзора за соблюдением выборного законодательства показывает, что СМИ активно вовлекаются в процесс выборов не только в связи с требованием закона о предоставлении необходимого эфирного времени и печатных площадей, но и по инициативе лиц, оказывающих финансовую поддержку кандидатам".

Помимо этого мониторинг всего избирательного процесса осуществляют и международные организации. Также существуют национальные общественные организации (например, «Республиканская сеть независимых наблюдателей» (РСНН)).

По итогам прошедших в 2004 и 2005 годах выборов Миссией Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) были даны рекомендации по приведению казахстанского выборного законодательства в соответствие с Копенгагенским документом и другими международными стандартами, принятыми в отношении демократических выборов. На основе данных трех таблиц (См. ПРИЛОЖЕНИЕ) приводится анализ реализации рекомендаций Миссии БДИПЧ/ОБСЕ в области предвыборной агитации, а также в отношении СМИ в казахстанском законодательстве. Анализируются два основных документа, регулирующие деятельность СМИ во время предвыборной кампании. Это: Закон РК «О выборах» в части, касающейся предвыборной агитации, и Правила осуществления предвыборной агитации через СМИ и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан от 25 июня 2007 года.

К рекомендациям Миссии БДИПЧ/ОБСЕ в части предвыборной агитации по итогам прошедших выборов 2004 и 2005 годов, которые не были реализованы, следует добавить новые рекомендации, последовавшие по итогам парламентских выборов 18 августа 2007 года. Итак, в соответствии с новым Итоговым отчетом Миссии БДИПЧ/ОБСЕ от 30 октября 2007 года в части, касающейся предвыборной агитации, казахстанскому законодательству предстоит реализовать следующие рекомендации Миссии БДИПЧ/ОБСЕ:

1. Следует ввести правила, обеспечивающие соревнующимся партиям равные возможности в размещении уличной рекламы в период предвыборной кампании.

2. Чтобы местные органы власти не располагали чрезмерными полномочиями на разрешение или запрет собраний и утверждение времени и места их проведения. Следует внести соответствующие поправки в закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций» и другое применимое в этом отношении законодательство.

3. Следует проводить четкое разграничение между деятельностью государственных органов исполнительной власти и администрации местных самоуправлений, с одной стороны, и агитационной деятельностью любой партии как участника выборов, с другой.

Согласно Итоговому отчету Миссии БДИПЧ/ОБСЕ от 30 октября 2007 года, новые рекомендации, данные Миссией по итогам выборов 18 августа 2007 года, выглядят следующим образом:

1. Государственные СМИ должны в обязательном порядке уделять всем партиям одинаковое внимание при освещении политических вопросов в период предвыборной кампании. Они также должны иметь обязательство преподносить информацию обо всех партиях беспристрастным образом.

2. Организацию дебатов в СМИ в период предвыборной кампании можно было бы улучшить, обеспечив их прямую трансляцию.

3. Следует в кратчайшие сроки внести поправки в законодательство, регламентирующее деятельность СМИ, в том числе в Закон «О СМИ» и Уголовный кодекс, чтобы в полной мере обеспечить уважение свободы самовыражения в соответствии с Копенгагенским документом ОБСЕ.

Таким образом, из рекомендованных Миссией БДИПЧ/ОБСЕ к изменению или исключению 12 пунктов в части, касающейся предвыборной агитации, в главе 5 «Предвыборная агитация» Закона РК «О выборах» полностью реализовано 3, частично реализован 1, не реализованы 8 пунктов (см. табл.1). Что касается рекомендаций в отношении правил осуществления предвыборной агитации через СМИ и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан, состоявшихся 18 августа с.г., то из 6 рекомендаций Миссии БДИПЧ/ОБСЕ частично реализован 1, не реализовано 5 (см. табл.2). Анализ соответствия правил осуществления предвыборной агитации через СМИ и информационного обеспечения прошедших выборов рекомендациям БДИПЧ/ОБСЕ для СМИ в области правил ведения предвыборной агитации показал, что из 5 рекомендованных к изменению положений частично реализовано 1, не реализованы 4 (см. табл.3).

Анализ показал, что из 23 рекомендаций Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по итогам выборов 2004, 2005 годов в области регулирования СМИ во время предвыборной кампании на сегодняшний день полностью реализовано 3, частично реализованных 3, а количество нереализованных рекомендаций составляет 17.

Проведенный сравнительный анализ реализации рекомендаций Миссии БДИПЧ/ОБСЕ в казахстанском законодательстве, в части, касающейся предвыборной агитации, а также рекомендаций в отношении СМИ по итогам избирательной кампании 2007 года, позволяет сделать следующий вывод: большая часть рекомендованных к изменению положений не реализована, следовательно, ситуация со времени проведения выборов в 2004 и 2005 годах практически не изменилась. Помимо этого, к этим нереализованным в казахстанском законодательстве рекомендациям добавились новые, содержащиеся в Итоговом отчете Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами от 30 октября 2007 года. Некоторые положения и выводы, содержащиеся в Итоговом отчете Миссии БДИПЧ/ОБСЕ, Центральная избирательная комиссия РК считает неоднозначными и имеет на этот счет свое мнение. В документе под названием «Комментарии и замечания казахстанской стороны к промежуточному отчету Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами» отмечается, что «нереализованные к настоящему времени рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ не влияют отрицательно на проходящую избирательную кампанию. Более того, у БДИПЧ/ОБСЕ есть рекомендации, которые могут ухудшить положение участников избирательного процесса».


2.2 анализ – выборы в Мажилис


Парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.

Мажилис состоит из 107 депутатов. Избрание 98 депутатов осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана.

Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. В Парламент может быть избран гражданин Республики Казахстан, постоянно проживающий на ее территории последние десять лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет. Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстана проводились 4 раза: выборы в Мажилис 1-го созыва состоялись 9 декабря 1995 года, было избрано 67 депутатов. Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, состоялись выборы в Мажилис 2-го созыва по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в Парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства, в выборах приняли участие 10 политических партий. Были избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии – «Отан», Гражданскую, Аграрную и Коммунистическую партии, преодолевшие семипроцентный барьер.

Выборы в Мажилис 3-го созыва состоялись в сентябре 2004 года. В них принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков. 67 депутатов были избраны по одномандатным территориальным избирательным округам, 10 депутатов избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа, из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) Аграрной и Гражданской партий Казахстана. Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов выдвинуты политическими партиями: Республиканской политической партией «Отан» - 42, избирательным блоком «АИСТ» - 11, Республиканской партией «Асар» - 4, Демократической партией «Ак жол» - 1 , Демократической партией Казахстана – 1. Самовыдвиженцы - 18 депутатов.

18 августа 2007 года состоялись внеочередные выборы депутатов в Мажилис Республики Казахстан. Необходимость их проведения связана с проходящей в стране конституционной реформой, цель которой состоит в перераспределении полномочий между ветвями и органами власти. Масштабные преобразования политической системы направлены на приближение к мировым общедемократическим стандартам. В качестве главных направлений реформы можно назвать: усиление роли парламента, расширение полномочий органов местного самоуправления, повышение значимости крупных партий; укрепление полномочий Президента в формировании состава Мажилиса через Ассамблею Народа Казахстана.

Согласно ст. 87 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» 22 июня 2007 года началось выдвижение кандидатов политическими партиями по выборам в Мажилис 4-го созыва по пропорциональной системе. О своем желании участвовать в выборах изначально объявили 9 партий из 10 зарегистрированных на тот момент в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Впоследствии две из них приняли решение о вхождении в состав других партий. Таким образом, старт в предвыборной кампании взяли 7 партий:

1.Республиканское общественное объединение «Общенациональная социал-демократическая партия» (ОСДП) (Председатель – Жармахан Туякбай)

Создана в январе 2007 года как «социал-демократическая партия европейского типа». Лидер партии Жармахан Туякбай. Накануне выборов в состав ОСДП вошла «Демократическая партия Казахстана «Настоящий Ак Жол» (лидер – Ораз Жандосов). На прошедших выборах в случае прихода на избирательные участки за ОСДП призывали голосовать Коммунистическая партия Казахстана и незарегистрированное общественное объединение радикальных оппозиционных сил страны «Алга». В предыдущих выборах участия не принимала.

2.Общественное объединение «Народно-демократическая партия «Нур Отан» (НДП «Нур Отан») (Председатель – Нурсултан Назарбаев)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.