Рефераты. Управление предприятием в рыночных условиях







Из таблицы 33 видно, что практически по каждому направлению деятельности и на протяжении трех лет 50% и более услуг предприятия приносят ВК ЦГМу прибыль. Т.е у предприятия очень хороший запас финансовой прочности.

Если посмотреть на объем оказанных услуг в целом по предприятию, свидетельствует о том, что критический объем продаж в стоимостном выражении намного меньше (в среднем на 50%) чем доход от оказанных услуг на протяжении всех анализируемых лет. Т.е у предприятия в целом достаточная зона безопасности. Запас прочности можно проанализировать если рассмотреть критический объем оказанных услуг в процентах. На конец анализируемого периода по гидрологии только 47% услуг покрывают затраты, тогда как 53 приносят доход. По экологии и метеорологии 23% дохода уходят на издержки, а 77% дают доход. В 2004г. всего 41% услуг покрывали затраты предприятия, а 59% работали на прибыль ВК ЦГМ. В 2005г. ситуация немножко ухудшилась и только 48% приносили доход, а 52% покрывали издержки организации. В 2006г. снова прослеживается тенденция к снижению доли услуг, за счет которых покрываются затраты (24%), следующие 76% работают на прибыль. Таким образом, запас прочности предприятия к концу анализируемого периода увеличился.

3.2 Контроллинг как способ достижения высоких конечных результатов деятельности предприятия


Контроллинг - это система управления достижением конечных целей фирмы. Это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и финансовых показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения, просчеты как в настоящем, так и в будущем. [10;42]

На первой стадии внедрения контроллинга его инструментарий своевременно сигнализирует о том, возникают ли негативные отклонения, чтобы своевременно принять противодействующие меры. [10;43]

Контроллинг управляет, контролирует, корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Он также формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности. Контроллинг тесно связан с бухучетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и общим менеджментом. Он занимается планированием и постановкой цели, сбором и анализом внутренней и внешней информации, целенаправленным управлением, коордицацией и контролем. [10;16]

Основные задачи контроллинга:

--информационное обеспечение процессов учета, планирования, прогнозирования;

--регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

--выполнение функции интеграции, системной организации, координации;

--контроль, сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, преимуществ, недостатков;

--управление, проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач.

Контроллинг ориентирован на «узкие места», т.е. наиболее слабое звено предприятия. Такие места на практике являются сдерживающими факторами поступательного развития предприятия. Задача службы контроллинга заключается в поиске и ликвидации экономическими мерами «узких мест». [10;22]

В контроллинге различают одноступенчатый, двухступенчатый, многоступенчатый метод покрытия издержек.

Рассмотрим эти методы на примере ВК ЦГМ.

Одноступенчатый метод покрытия издержек позволяет ведение постоянного учета суммы покрытия в форме краткосрочного учета прибылей и убытков с разделением по группам продуктов. Для примера используем данные за 2006г.

Наибольшая сумма покрытия в выручке приходится на метеорологические услуги (37,7%). Цель применения одноступенчатого метода это ранжирование оказанных услуг по уровню покрытия издержек. Так у ВК ЦГМ на первом месте метеоуслуги, на втором - экологические, на третьем – гидрологические. С помощью этого метода можно ответить на вопросы: какой продукт в определенный период приносил какую прибыль и какому продукту отдать предпочтение при увеличении производства. В данном случае, наибольшую прибыль принести метеоуслуги. Для того чтобы ответить на второй вопрос необходимо сделать дополнительные расчеты.

Ряд ранжирования 1 показывает доходность каждой конкретной услуги. Так в 2005г. услуги гидрологии оказались доходнее, чем экологические. Однако доходность не гарантирует успешную реализацию продукта. Чтобы снизить риск неудачно принятого решения целесообразно рассчитать процент покрытия от всего покрытия. Так общей сумме покрытия гидрологические услуги оказались на третьем месте и составили всего 9,3% от общей суммы покрытия (ряд ранжирования 2). По сути, это интегральный показатель, в котором учитывается доходность каждой услуги и ее роль в формировании общего денежного потока. По таблице видно, что наибольший денежный поток в организацию поступает от оказания метеорологических услуг. Поэтому второй ряд ранжирования позволяет определить приоритеты в изменении ассортимента продукции.

Двухступенчатый метод учета суммы покрытия является более совершенным методом контроллинга, так как он предоставляет всю необходимую информацию об издержках и о прибыли. Двухступенчатый метод учета сумм покрытия использует в своих расчетах тот факт, что постоянные издержки можно разделить на специальные и общие. Специальные - это те постоянные издержки, которые можно конкретно отнести к тому или иному направлению деятельности. Общие постоянные те которые относятся ко всей организации. Этот метод позволяет управлять производством не только контролируя переменные издержки и выручку, но и специальные издержки, которые также поддаются учету и анализу.

Постоянные издержки ВК ЦГМ можно разделить на общие и специальные в следующем порядке:

-                     общие составляют 604тыс.тенге

-                     специальные составляют 907 тыс.тенге и делятся:

гидрология- 95 тыс.тенге

экология- 204 тыс.тенге

метеорология- 608тыс.тенге

Наибольший доход приносят метеоуслуги (сумма покрытия – 37,7%). Но после того, как были распределены специальные постоянные издержки метеоуслуги переместились на 2 ряд. Первое место стали занимать экологические услуги с суммой покрытия равной 34,5%. На это повлияло то. Что специальные постоянные издержки метеоуслуг занимают большую долю в доходе по этим услугам, чем экологические специальные услуги в экологическом доходе от реализации.

Многоступенчатый метод покрытия издержек включает в себя деление издержек на:

1 ступень - постоянные и переменные

2 ступень - специальные постоянные и общие постоянные

3 ступень - специальные постоянные по каждому изделию и специальные постоянные по группам изделий

Такая схема распределения постоянных издержек не может быть догмой. Она может дорабатываться с учетом структуры, специфики учета и информационного обеспечения, особенностей технологии производства, и сбыта продукции.

На анализируемом предприятии невозможно проводить анализ многоступенчатым методом покрытия.


3.3            Расчет эффективности оказания услуг


Важнейшим инструментом контроллинга является управление эффективностью производства. Сегодня в период нестабильной экономики очень важно определять уровень эффективности производства и управлять ею.

Под эффективностью производства понимают соотношение эффекта и затрат. Эффект это выручка от реализации (или оборот, или доход, или прибыль и т.д.). Затраты это бухгалтерские издержки (себестоимость) или технологические издержки, или полные издержки. В нашем случае для анализа эффективности производства мы под затратами будем понимать бухгалтерские издержки а под эффектом доход от реализации. Тогда эффективность производства будем рассчитывать по формуле:


Э=,                                                                                             (32)


где Э- эффективность производства

З- бухгалтерские издержки (себестоимость) [10;28]

Эффективность оказываемых услуг ВК ЦГМ

Эффективность оказания услуг в 2004г. составила:


Гидрологических:

Экологических:

Метеорологических: 0,88

Всех услуг: =0,88


Эффективность оказания услуг в 2005г. составила:


Гидрологических:

Экологических:

Метеорологических:

Всех услуг:


Эффективность оказания услуг в 2006г. составила:


Гидрологических:

Экологических:

Метеорологических:

Всех услуг:


Полученные данные занесем в таблицу.


Таблица 37

Динамика эффективности производства за 2004г.-2006г.

Направления

деятельности

2004г.

2005г.

2006г.

Отклонения (+\-), %

на 2005г.

на 2006г.

Гидрология

0,9

0,87

0,88

-3,3

+1,1

Экология

0,89

0,9

0,71

+1,1

-21,1

Метеорология

0,88

0,9

0,71

+2,3

-21,1

Всего по ЦГМ

0,88

0,9

0,73

+2,3

-18,9


Эффективность производства показывает сколько тыс.тенге затрат приходится на 1тыс. тенге дохода. Таким образом, чем ниже данный коэффициент, тем лучше эффективность. Всего по предприятию эффективность производства улучшилась. В 2006г. по сравнению с 2005г. отклонение составило –18,9%. Следовательно, для того чтобы было оказано услуг на 1 тыс.тенге предприятие произвело затрат на 0,73 тыс.тенге (в 2005г. эта цифра была 0,9). Т.е в целом предприятие стало более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Если рассмотреть каждое направление деятельности то: по гидрологическим услугам предприятие произвело больше затрат на 1,1%в 2006г. по сравнению с 2005г. (следовательно эффективность понизилась); по экологии и метеорологии ВК ЦГМ увеличил эффективность деятельности на 21,1% в 2006г. в сравнении с 2005г

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.