Рефераты. Управление дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия







Из таблицы 12 видно, что по счету, критический срок оплаты по которому наступает 13.01.07, покупатель осуществил оплату четырьмя платежными поручениями. При этом первый перевод денег состоялся с опозданием на пять дней, а последний платеж – на десять. Средневзвешенный период просрочки составил 8,1 дня.

При средней ставке 14% годовых (0,04% в день), по которой предприятие привлекает денежные средства, затраты, связанные с просрочкой платежа только по одному счету, составят 722 руб.:

[0,04% × (100 тыс. руб. × 5 дн. + 84 тыс. руб. × 7 дн. + 64 тыс. руб. × 9 дн. + 14 тыс. руб. × 10 дн.).

Если учесть тот факт, что у предприятия не один выставленный счет, а несколько тысяч, то затраты на обслуживание просроченной дебиторской задолженности составят существенную сумму.

Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит реестр старения дебиторской задолженности. Реестр старения представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа. Группировка осуществляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов.

К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней обращаться в суд. Соответственно аналогично будут построены группы в реестре старения дебиторской задолженности: 0–7 дней, 8–15, 16–30, свыше 30.

Используя данные о среднем времени просрочки платежа по контрагентам и в целом по компании по уже погашенным счетам можно значительно повысить точность планирования поступления денежных средств от дебиторов. Это упрощает процедуру построения бюджета движения денежных средств в части прогнозирования поступлений денежных средств. Для прогнозирования поступления платежей от покупателей используют коэффициенты инкассации дебиторской задолженности. Коэффициент инкассации определяется как процент от общей суммы платежа в определенный интервал времени (табл. 13).

Понедельный план поступления денежных средств (могут использоваться и другие интервалы времени – декады, месяцы) строится в результате умножения полученных коэффициентов инкассации на запланированный объем продаж. На основании информации о поступлении денежных средств можно достаточно точно прогнозировать кассовые разрывы и планировать привлечение дополнительного финансирования.

 

Таблица 13. Реестр инкассации дебиторской задолженности на 12.02.07 г.

№ счета-фактуры

Сумма счета-фактуры, тыс. руб.

Критический срок оплаты

Дата

поступления платежа

Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. руб.

0 дн.

до 7 дн.

до 30 дн.

до 60 дн.

свыше 60 дн.

ООО «Автоснаб»

146

350

12.01.07

12.01.07

50





17.01.07


100




18.01.07


50




27.01.07



100



12.02.07




50


147

190

15.01.07

04.02.07



190



Итого

540



50

150

290

50

0

В%

100



9

28

54

9

0

Итого по всем дебиторам

5500



2600

950

750

550

650

Структура дебиторской задолженности, % (коэф. инкассациии)

100



47

17

14

10

12


ООО «Машснаб» для расчета коэффициентов инкассации формирует реестр инкассации дебиторской задолженности по каждому дебитору и по компании в целом (табл. 13). Как видно из табл. 13, ООО «Машснаб» получает 47% платежей в качестве предоплаты, а 53% уже после отгрузки товара. Из них 17% следует ожидать в течение первой недели, 14% в течение месяца, 10% в течение двух месяцев, а по 12% оплата поступит еще позже. Допустим, за первую неделю марта ООО «Машснаб» планирует реализовать продукцию на сумму 500 тыс. руб.

На основании рассчитанных коэффициентов инкассации можно спрогнозировать следующие сроки поступления средств в компанию:

– предоплата – 235 тыс. руб. (47% от 500 тыс. руб.);

– до 7 дней – 85 тыс. руб. (17%);

– до 30 дней – 70 тыс. руб. (14%);

– до 60 дней – 50 тыс. руб. (10%);

– свыше 60 дней – 60 тыс. руб. (12%).

В качестве двух наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателя руководство ООО «Машснаб» выделяет платежную дисциплину и объем продаж (в денежном выражении) в предшествующие периоды (табл. 14).

 

Таблица 14. Значения кредитных рейтингов

Платежная дисциплина

Объем поставок

Просрочка оплаты, дн.

Рейтинг

Сумма реализации за год, руб.

Рейтинг

Больше 60

Е

Больше 1 млн.

Е

Меньше 60

D

Больше 7 млн.

D

Меньше 30

С

Больше 10 млн.

С

Меньше 7

В

Больше 50 млн.

В

0

А

Больше 100 млн.

А


Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг «D» или «E» к ранжированию по объему продаж не допускаются. Для компаний, получивших рейтинги «А», «В» и «С», рекомендованы следующие условия работы: – рейтинг «С»: работа с такой компанией только при условии наличия залога; – рейтинг «B»: обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение; – рейтинг «А»: предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны компании. На основании рейтинга объема поставок определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию. К примеру, для компании с рейтингом объема поставок «В» размер товарного кредита не должен превышать 50 млн. руб. в год, а цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой, для рейтинга «А» кредитный лимит не больше 100 млн. руб. в год, а цена – на 10% ниже базовой. Подобное ранжирование удобно в повседневной деятельности для принятия оперативных решений.

При необходимости принятия стратегического решения, например при выборе из двух покупателей наиболее перспективного, следует учитывать более широкий набор факторов, чем объем закупок и платежная дисциплина. Могут использоваться такие показатели, как рентабельность продаж и перспективный объем реализации покупателю. Также немаловажно рассмотрение неколичественных характеристик: репутация клиента на рынке и существование гарантов (обеспечителей). Для проведения комплексной оценки стратегической привлекательности того или иного клиента могут использоваться балльные системы оценки перечисленных выше показателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.