Рефераты. Управленческий анализ в отраслях






Недостаток: относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах.


3. Управленческий анализ деятельности предприятий транспорта

 

3.1 Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Этой отрасли присущи следующие основные особенности.

1.                  Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании.

2.                  Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем.

3.                  Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.

4.                  Основными активными средствами труда являются транспортные средства; производство – фондоемкое.

Основными задачами анализа деятельности предприятий транспорта являются:

·                      анализ выполнения плана и динамики перевозок;

·                      анализ выполнения плана технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава;

·                      анализ технического развития и организации производства;

·                      анализ использования материальных ресурсов (топлива и материалов);

·                      анализ себестоимости перевозок;

·                      анализ выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

·                      обобщение резервов и разработка путей их освоения.

Основные данные для проведения анализа содержатся в:

·                      плане перевозок и отчете о его выполнении;

·                      сведениях о движении списочного состава автомобильного парка;

·                      плановых и отчетных данных об уровне технико-эксплуатационных показателей, данных оперативного учета и статистической отчетности.

 

3.2 Анализ выполнения плана и динамики объема перевозок


Оценка состояния предприятия транспорта необходима на предварительном этапе для получения общего представления о его деятельности. Перечень основных экономических показателей транспортной организации будет несколько отличаться от аналогичных показателей промышленности: наряду с общими показателями должны быть рассмотрены общий объем перевозок (тыс. т), общий грузооборот (тыс. т/км), общий пробег (тыс. км), число отработанных авточасов, среднесписочное число авточасов в хозяйстве, число отработанных человеко-часов и др.

Приведенные показатели по возможности могут быть конкретизированы и в зависимости от специализации транспортного предприятия дополнены.

Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров – основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объемов перевозок.

1.                  При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по:

o         объему перевозок, тыс. т.;

o         грузообороту, тыс, т/км;

o         числу отработанных авточасов.

2.                  Кроме того, нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема перевозок и грузооборота. Наряду с изучением динамики объема перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года.

3.                  Далее следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. В случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный заданием.

Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объемов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчеты позволяют выявить структурные сдвиги – изменения соотношений отдельных частей в общем объеме данной совокупности.

4.                  Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы.

1) С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава:

§           коэффициент технической готовности:


,


где АДх – списочное число автодней в хозяйстве;

АДрем – продолжительность простоя в связи с ремонтом, автодни;

АДто – продолжительность простоя в связи с техническим обслуживанием, автодни;

§           коэффициент выпуска автомобилей на линию:


,


где АДр – число отработанных автодней;

АДорг – продолжительность простоя в исправном состоянии по организационным причинам, автодни;

§           грузоподъемность подвижного состава:


;


§           коэффициенты статического использования грузоподъемности:


;


§           средний пробег с грузом за ездку:


;


§           среднее расстояние перевозки:


;


§           коэффициент использования пробега:


;


§           средняя продолжительность простоев под погрузкой и разгрузкой за одну ездку:


,


где tn - рi – различное время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну поездку по i-й группе;

Аэi – среднесписочная численность автомобилей, находящихся в эксплуатации в i-й группе;

Еi – число поездок по i-й группе.

2) Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число поездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объем перевозок и грузооборот (транспортная работа).

5.                  После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа.

Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования.

Объем грузовых перевозок (Qа) сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.