Рефераты. Управленческий анализ в отраслях






Между финансовым (внешним) и управленческим (внутренним) анализом имеются принципиальные различия в организации и способах проведения, которые можно определить по следующим основным классификационным признакам (табл. 2.1).



Таблица 2.1. Отличительные признаки управленческого и финансового анализа

Финансовый анализ (внешний)

Управленческий анализ (внутренний)

Цель анализа

1. Оценка:
• состава, структуры имущества, его эффективности использования;
• платежеспособности;
• финансовой устойчивости;
• рентабельности;
• использования прибыли;
• инвестиционной деятельности
2. Прогнозирование:
• доходов;
• потоков денежных средств;
• дивидендной политики

1. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышение эффективности, выявление резервов снижения затрат и роста прибыли
2. Разработка конкурентной политики и программ ее развития на перспективу
3. Анализ с целью научного обоснования бизнес-планов, оптимальных вариантов деловых решений

Объект анализа

Финансовое положение хозяйствующего субъекта

1. Маркетинговая деятельность
2. Комплексная эффективность хозяйственной деятельности
3. Структурные подразделения хозяйствующего субъекта, различные аспекты, направления производственно-финансовой деятельности
4. Технико-организационный уровень деятельности
5. Объем продукции
6. Использование производственных ресурсов (средств, предметов труда, рабочей силы)
7. Взаимосвязь затрат, объема продукции и прибыли

Периодичность проведения

Не реже одного раза в год, также по мере предоставления отчетности (в налоговую инспекцию, статистические органы – ежеквартально)

По мере необходимости на нерегулярной основе и прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции

Информационная база

Бухгалтерская отчетность

Любая информация: данные бухгалтерского, оперативного, статистического учета, нормативно-справочная информация, акты ревизий, аналитические расчеты и т.п.

Доступность информации

Открыта для всех потребителей

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления

Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики, покупатели, налоговые инспекции и т.д.

Управленческий персонал предприятия: менеджеры, директора, начальники подразделений и т.д.

Использование методов анализа

Традиционные способы:
• сравнение;
• абсолютные;
• относительные;
• средние величины;
• графические;
• табличные;
• группировки;
• методы факторного анализа

1. Традиционные способы
2. Детерминированный (функциональный) факторный анализ
3. Стохастический корреляционный факторный анализ
4. Экономико-математические способы
5. Комплексные методы: ФСА, методы «дельфи», директ-костинг, «ПАТТЕРН» и др.

2.1 Характеристика основных видов экономического анализа


Современные условия бизнеса предопределили создание системы информационных потоков, отвечающих различным критериям: внешним и внутренним потребностям, оперативности, широте охвата источников и временных границ и т.д. Результатом формирования самых разнообразных информационных потоков стало разделение экономического анализа на следующие виды.

1.                  По объектам анализа:

§     технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический анализ (проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.);

§     управленческий, маркетинговый, экономико-статистический, экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и организаций);

§     экономико-экологический анализ (проводят органы охраны окружающей среды) и т.п.

2.                  По субъектам анализа (кто проводит):

§     руководство предприятия;

§     функциональные службы;

§     собственники;

§     кредитные организации;

§     аудиторские службы;

§     судебно-правовые органы.

3.                  По пользователям информации: внутренний и внешний.

4.                  По периодичности проведения: годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, разовый, непериодический.

5.                  По содержанию и полноте изучаемых вопросов: полный анализ всей хозяйственной деятельности, выборочный анализ, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики.

6.                  По методам изучения объекта:

§     сравнительный, комплексный, системный анализ;

§     детерминированный факторный, стохастический корреляционный анализ;

§     функционально-стоимостной, диагностический, маржинальный анализ;

§     анализ коммерческих рисков.

Сравнительный анализ состоит в сопоставлении достигнутых результатов хозяйственной деятельности с результатами других предприятий или объединений, в выявлении резервов дальнейшего повышения эффективности производства. Он позволяет обобщить опыт нескольких предприятий, распространить передовой опыт на сравниваемые предприятия. Виды сравнительного анализа: внутрифирменный, внутриотраслевой, межотраслевой.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности. Основной подход к проведению ФСА – функциональность.

Исходя из имеющейся информационной базы и решаемых задач, различают экспресс-анализ и детализированный, комплексный углубленный анализ, а также современный сопоставительный анализ:

Экспресс-анализ – это общее, предварительное исследование, основанное преимущественно на данных финансовой отчетности, ориентированное на внешних пользователей. Общий обзор результатов работы промышленного предприятия или экспресс-анализ является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет дать общую оценку работы предприятия, не раскрывая внутреннего содержания каждого фактора, повлиявшего на формирование отдельных показателей, а также предоставляет возможность непосредственно ознакомиться с масштабами производства, его особенностями. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов роста реализации продукции, то это признак затоваривания.

Детализированный, комплексный (углубленный) анализ проводится с привлечением данных аналитического (управленческого) учета и является коммерческой тайной, рассчитан на управленческий персонал. Его цель – подробная характеристика финансового положения предприятия и возможностей развития на перспективу.

Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление – бенчмаркинг. Основу его составляет сравнение деятельности предприятий-конкурентов и передовых фирм других отраслей. Целью такого сопоставительного анализа является стратегическое планирование исходя из исследованных лучших параметров.

7.                  По временному признаку:

§     текущий (ретроспективный) или периодический анализ;

§     оперативный анализ;

§     перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, и позволяет оценить работу предприятия за месяц, квартал, год нарастающим итогом. Он является базой для перспективного анализа.

Недостаток: все выявленные резервы – это потерянные возможности.

Оперативный анализ проводится в ходе производственной деятельности, является элементом планово-диспетчерского управления. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, производственного оборудования, материальных ресурсов, себестоимость, прибыль, рентабельность, платежеспособность. Анализ основан на данных первичного учета: оперативного, технического, бухгалтерского, статистического.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.