Таблица 3.4.
Объем продаж за 2006 - 2007 годы, тыс. руб.
Период
План
Факт
Процент выполнения
2006 год
7119373
8292374
116,0
2007 год
9000115
10840186
120,4
Прогноз объема продаж (тыс. руб.) = 10840186*1,13*0,20=2449882.036
Второй способ - с учетом сложившейся на сегодняшний день тенденции изменения объема продаж (+4,4 % в год).
Прогноз объема продаж (тыс. руб.) = 10840186 * 1,044 = 113171.54.184
Третий способ - с учетом запланированного уровня инфляции: Прогноз объема продаж (тыс. руб.) = 10840186 * 1,13 =12249410,18. В результате произведенных расчетов получены следующие варианты объема продаж (табл. 3.5).
Таблица 3.5.
Объем продаж по предприятию на 2008 год, тыс. руб.
Вариант
Возможный объем продаж
1 Исходя из доли на рынке
2449882.036
2 С учетом изменения объема продаж
11317154.184
3 С учетом запланированного уровня инфляции
12249410.18
Из полученных данных, учитывая цели, поставленные перед предприятием, вариант расчета с учетом изменений продаж, будет самым приемлемым. Полученный результат максимально приближен к реальности, так как чуть ниже расчета с учетом запланированного уровня инфляции. Поэтому прогноз объема продаж с учетом сложившейся тенденции в размере 11317154,184 будет оптимальным объемом продаж.
При определении суммы затрат используются нормы и нормативы расходования средств:
-транспортные расходы рассчитывались исходя из тарифов на перевозку килограмма груза и дальности перевозки;
- расходы на оплату труда определяются исходя из необходимой численности работников и размера их заработной платы с учетом районного и северного коэффициентов;
- амортизационные отчисления рассчитываются исходя из стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяются исходя из суммы износа находящихся в эксплуатации предметов;
- отчисления в фонды определены в размере норм, установленных предприятием;
-прочие расходы включают расходы, не относящиеся ни к одной из перечисленных статей и определяются суммированием прочих затрат по отдельным элементам.
Одна из основных задач составления плановых показателей - посмотреть в динамике качественные и количественные изменения финансового положения предприятия в течение предстоящего периода.
С учетом прогноза объема продаж, себестоимости и других доходов и расходов предприятия, формирующих конечный результат финансово-хозяйственной деятельности - прибыль, определены основные значения данных показателей на 2008 год в таблице 3.6.
Таблица 3.6.
Прогноз доходов и расходов предприятия на 2008 год, тыс. руб.
Показатель
Прогноз на 2008
год
Факт за
Изменение(+/)
Выручка от реализации
11317154.186,1
+ 476968,186
Валовой доход,
2334976,06
1489608
+ 845368,06
в % к объему продаж
20.36
14
+6,6
НДС
303546,88
1409224,18
-1105677,3
В % к валовому доходу
13
96
-83
Чистый доход
2031429,17
80383,82
+ 1951045,35
18
0.74
+17,31
Себестоимость продукции
8982178.126
9350578
- 368399.874
79.4
86
-6.6
Прибыль от продаж
898750
+ 1436226,06
20.6
8,3
+12.3
Проценты к уплате
-
521667
-521667
Прочие операционные доходы
7125000
4374185
2750815
Прочие операционные расходы
6825090
4565797
+2259293
Внереализационные доходы
250220
226324
+23896
Внереализационные расходы
2001760
664324
+1337436
Прибыль до налогооболожения
883346,06
-251571
+1134917,06
Налог на прибыль
344504
5055
+ 339449
Чистая прибыль
538842,06
-244517
+ 783359,06
В % к объему продаж
4.76
-2.25
+ 7.01
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия находится вычитанием из прибыли до налогообложения налогов. В нашем случае сумма налога на прибыль рассчитана без учета льгот по данному виду налога, что в дальнейшем позволяет предприятию не опасаться за финансовый результат в случае изменения налогового законодательства. При разработке финансовых планов руководство предприятия должно учитывать налоговое бремя и возможности его уменьшения [30, с. 103].
Планированием необходимо начинать заниматься заблаговременно, изначально определив приоритеты и стратегию развития предприятия в целом.
Это может быть агрессивный рост, сохранение сложившихся тенденций развития или уменьшение объемов деятельности.
Для оценки хозяйственной - финансовой деятельности и эффективности производства отдельных видов услуг и всей продукции используют показатели рентабельности. Основным принципом расчета этих показателей эффективности является сопоставление определенных видов прибыли с объемами продаж, используемыми ресурсами и затратами. При расчете показателей отношения умножают на 100 % [31, с. 269].
R продаж = Пч / VРП * 100 %, (3.1)
где Пч - чистая прибыль,
VРП - объем реализованной продукции, работ, услуг.
Рассчитаем рентабельность продаж на 2008 год:
Rпродаж = 538842,06 / 11317154,186 *100 % = 4,76 %
Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли от продаж получит предприятие с каждого рубля проданной продукции, или сколько остается у предприятия средств после покрытия полной себестоимости продукции.
(2334976,06 * 4,76) / 100= 111144 руб. 86 коп. останется у предприятия после покрытия полной себестоимости.
Важно не забывать об определении ответственных исполнителей за различные этапы или направления. В течение планового периода при воздействии изнутри и извне план может меняться, и должен быть подвергнут корректировке.
В конечном итоге, вышеуказанные меры помогают избежать перебоев в работе службы снабжения, неритмичных поставок, постоянной нехватки оборотных средств, пожарного режима работы, потери финансовых средств, отсутствия заинтересованности работников в экономии ресурсов, срыва заказов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесную их увязку со стратегически перспективной концепцией развития экономики страны.
Стратегическое планирование является систематизированным и логическим процессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив.
Стратегический план позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений. Основными задачами стратегического планирования являются: определение необходимых политических решений, оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции, оценка необходимых производственных мощностей в будущем, предварительная оценка размера возможных капитальных вложений. Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные (от 10 до 25 и более лет), среднесрочные (от 3 до 5) и текущие планы (на 1 год). В зависимости от того, кто принимает решения, планирование может быть децентрализованное (снизу - вверх), централизованное (сверху - вниз), и интерактивное (во взаимодействии).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11