Рефераты. Региональные особенности развития рынка труда в РФ на примере ПФО






-                   безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

-                   безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

-                   безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

-                   безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

-                   безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

-                   безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

-                   безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

-                   безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

-                   безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

 Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения[26, с. 60].

Первая группа. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.

Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.

Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

Как видно из таблицы (Приложение 1) общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2005 год не имела тенденций резкого увеличении или уменьшения, а оставалась относительно стабильной. [38, с. 43]

Характерной чертой безработицы в России бывшей в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции. Основная причина снижения численности безработных связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости. В последующие годы численность безработных была относительно стабильной величиной, хотя и мела тенденции к росту. Как отчетливо видно из данных таблицы наиболее чувствительно к изменениям в экономике страны являются женщины, здесь мы видим достаточно большую амплитуду колебания численности ищущих работу, не имеющих возможности работать женщин.

Также любопытно отметить, что достаточно большой процент безработных мужчин отказываются от назначения им пособия по безработице, выбирая, видимо, другие источники финансирования.

Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости в феврале 2006 года по областям, приведена наглядно в картографическом виде. Как мы можем видеть самые высокие показатели в Московской, Чеченской, Самарской, Тюменской, Кемеровской, Иркутской Областях, а также в Алтайском, Красноярском, Приморском краях и в республиках Татарстан и Башкортостан. Здесь уровень безработицы свыше 100 тыс. человек. Наиболее занятыми оказались Центральный район, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Эвенкийский автономнее округа, северо-восточная часть дальневосточного региона и Сахалинская область – до 10 тыс. человек. В большинстве же регионов безработица составляет от 10 до 30 тыс. человек. [38]

 Численность экономически активного населения к концу апреля 2006г. составила, по оценке, 73,9 млн.человек, или около 51% от общей численности населения страны.

 Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В марте 2006г. на них работало 38,2 млн.человек, или 56,3% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,9 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в марте 2006г. составило 40,1 млн. и было больше, чем в марте 2005г. на 59 тыс.человек, или на 0,1%.[28, с. 43]

 В конце апреля 2006г., по оценке, 5,5 млн.человек, или 7,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,9 млн.человек, в том числе 315,9 тыс.человек в Чеченской Республике.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд законодательных и экономических мер по снижению безработицы.

Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Óïðàâëåíèå çàíÿòîñòüþ ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ÷àñòüþ ýêîíîìè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé ïîëèòèêè ñòðàíû. Ýòà ïîëèòèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ Ìèíèñòåðñòâîì ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, Ìèíèñòåðñòâîì òðóäà è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ, Ôåäåðàëüíîé ñëóæáîé çàíÿòîñòè, Ôåäåðàëüíîé ìèãðàöèîííîé ñëóæáîé, äðóãèìè ìèíèñòåðñòâàìè è âåäîìñòâàìè. Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является разработка нового инструмента реализации программ – так называемой Генеральной схемы создания рабочих мест.

Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5% от общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости. [18, с. 44]

Вотношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функциясоциальной политики состоит в оказании помощи безработнымс целью поддержания их жизненного уровня.

 Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговыхмер для сокращения безработицы.

 Политика в сфере занятости направленана создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. [12, с. 234]

Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая им в трудоустройстве. Кроме того, активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных. Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.