|
100 |
2,3 |
10,2 |
13,5 |
12,8 |
11,8 |
14,6 |
13,8 |
11,1 |
6,0 |
4,0 |
39,1 |
|
2005 |
100 |
2,5 |
10,3 |
13,6 |
12,7 |
11,7 |
13,9 |
13,6 |
11,2 |
6,8 |
3,8 |
39,1 |
|
Женщины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1995 |
100 |
2,6 |
9,8 |
11,1 |
15,2 |
17,1 |
16,4 |
12,4 |
7,6 |
5,2 |
2,7 |
38,2 |
|
2000 |
100 |
2,1 |
8,9 |
11,6 |
11,6 |
15,3 |
16,8 |
15,2 |
10,6 |
3,7 |
4,2 |
39,3 |
|
2001 |
100 |
1,7 |
9,0 |
11,9 |
11,3 |
14,6 |
17,0 |
15,5 |
11,8 |
3,3 |
3,9 |
39,5 |
|
2002 |
100 |
1,9 |
8,9 |
12,1 |
11,5 |
13,6 |
16,5 |
15,2 |
12,3 |
3,8 |
4,1 |
39,6 |
|
2003 |
100 |
1,7 |
8,8 |
12,2 |
11,7 |
12,7 |
16,4 |
15,4 |
12,5 |
4,3 |
4,2 |
39,8 |
|
2004 |
100 |
1,5 |
8,7 |
12,4 |
12,0 |
12,2 |
15,9 |
15,8 |
12,9 |
5,1 |
3,6 |
39,9 |
|
2005 |
100 |
1,4 |
9,1 |
12,2 |
12,1 |
11,7 |
15,1 |
15,4 |
13,0 |
6,6 |
3,4 |
40,0 |
1) Здесь и в табл. 5.11, 5.12, 5.15 - 5.20 данные приведены по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (без Чеченской Республики): 1995 г. - на конец октября, 2000-2005 гг. - на конец ноября.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.
Известно, что до
сих пор еще существует увольнение работников по собственному желанию, а не
вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время
процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой»
(даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер,
хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить
или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствиятех
потребностей
общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить.
С другой стороны,
истощаются трудовые ресурсы страны в целом,
усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д. На
сегодняшний день главной проблемой занятости остается не
безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей
силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим
значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты.
Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же
обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение
производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации
производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования
работников.
Во-вторых, возникли
существенные сбои в воспроизводстве
профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется
естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим
профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под
угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего
машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной
подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным
требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего
возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом
необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного
хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля
охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
2.2. Эволюция развития рынка труда в ПФО в 1995-2006 г.г.
Таблица 7 –
Численность граждан, имеющих статус безработных, тысяча человек
1996
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.