Рефераты. Региональные особенности развития рынка труда в РФ на примере ПФО






По оценке в связи с вышеперечисленными изменениями состава и объемов потребления потребительской корзины величина прожиточного в среднем на душу населения увеличится на 4,8%. Наибольшее увеличение прожиточного минимума произойдет для пенсионеров – на 7,5%, для трудоспособного населения – на 4,0%, для детей – на 3,8%.

Задача на 2006 год одна – снизить уровень бедности в Ульяновской области до 20%, который по итогам 2005 года составляет 28,5%.

III. Занятость населения. Создание новых рабочих мест.

Одним из основных условий повышения уровня жизни населения является содействие его занятости через создание новых рабочих мест.

С начала текущего года на территории Ульяновской области создано 4244 рабочих места, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, в январе текущего года было создано 1617 рабочих мест, в феврале - 1348, в марте - 1279. Средний уровень заработной платы по области на вновь создаваемых местах за I квартал 2006года составил 3344 рубля.

В разрезе отраслей создание рабочих мест в первом квартале 2006 года выглядит так:

- 3401 рабочее место – в сфере торговли и услуг;

- 611 рабочих мест – в сфере промышленности;

- 66 – в сфере управления;

- 53 – в сфере лесного хозяйства;

- 40 – в сфере сельского хозяйства

- 33 – в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- 14- в сфере культуры;

- 8 - в сфере здравоохранения;

- 7 –в сфере строительства;

- 6 – в сфере связи;

- 4 – в сфере игорного бизнеса;

- 1 рабочее место – в сфере транспорта.

 Положительная динамика в плане открытия новых рабочих мест по сравнению с 1 кварталом 2005года отмечается в Карсунском, Мелекесском, Старокулаткинском, Сурском, Тереньгульском, Ульяновском, Цильнинском, Новомалыклинском, Новоспасском, Николаевском районах. Но напряженной остается ситуация по созданию рабочих мест в следующих районах:

- Барышский район – сокращение числа создаваемых новых рабочих мест в 1,4 раза, в то же время уровень безработицы составляет – 4,22%, Вешкаймский район – в 1,9 раз, уровень безработицы – 5,18 %, Павловский район – в 2,5 раза, уровень безработицы 8,06%, Старомайнский район - в 2 раза, уровень безработицы – 6,76 %. По – прежнему, область среди регионов ПФО по официально регистрируемому уровню безработицы занимает последнее место, который составляет по г. Ульяновску 1,9%, по районам области – 4,43, в целом по области 3,1%.

Анализ работы по созданию новых рабочих мест в муниципальных образованиях Ульяновской области показывает, что не всегда рост числа новых рабочих мест прямо влияет на снижение уровня безработицы. Здесь важную роль играет и предлагаемый на новых рабочих местах уровень оплаты труда, и достаточно ограниченный спектр видов деятельности организаций и предприятий области, которые предоставляют новые рабочие места. Сегодня больше мы должны говорить о сельской безработице. Пути решения этой проблемы есть. Это создание новых рабочих мест в рамках участия в федеральных и областных целевых программах, развитие малого бизнеса, кредитование личного подсобного хозяйства, как источника самозанятости сельского человека, разработка программ создания рабочих мест на уровне каждого поселения, особенно в населённых пунктах с напряжённым уровнем занятости.

IV. Потребность рынка труда в кадрах

Но всё чаще со стороны работодателей можно услышать о кадровом голоде, особенно на вновь создаваемых производствах. Вроде бы парадокс; уровень безработицы высокий, а рабочих рук не хватает. Это наглядное проявление структурной безработицы. Но от того, что мы знаем её характер, суть дела не меняется. Причин тут много – и несоответствие рынка труда области и рынка образовательных услуг; недостаточная профессиональная квалификация безработных, и низкая зарплата, и неблагоприятные условия труда, и недостатки в профориентационной работе, прежде всего среди молодёжи. Ежегодно Управление по труду определяет потребность предприятий и организаций во вновь подготовленных квалифицированных рабочих и специалистах, как на предстоящий год, так и на перспективу.

На 2006 год потребность предприятий в кадрах составляет 12630 работников, на 2007 год 13085 работников. По уровню образования структура потребности в кадрах следующая:

- на 2006 год: высшее – 19,8%, среднее – 14,0%, начальное – 66,2%;

- на 2007 год: высшее – 17,0%, среднее – 17,1%, начальное – 65,9%.

Территориальная структура потребности в кадрах значительно смещена в пользу городских рынков труда: на 2006 год доля г.Ульяновска и г.Димитровграда в общей потребности составляет 63,5%, на 2007 год – 68% (Городские рынки труда также предъявляют спрос на более квалифицированную рабочую силу

По профессиям и специальностям высшего профессионального образования, наиболее востребованные в 2006 году специальности: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер. Всего требуются специалистов по 46 из 58 специальностей высшего профессионального образования. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, лаборант, кассир, мастер, технолог, на долю этих специальностей приходится 72,5% потребности в специальностях среднего профессионального образования. Всего требуются специалисты 36 из 44 специальностей среднего профессионального образования. По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), водитель, слесарь, электромонтер, тракторист, станочник, токарь, фрезеровщик, продавец, механизатор, газоэлектросварщик, сварщик, слесарь-сантехник, на их долю приходится 51% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием. Всего требуется работники по 148 профессиям и специальностям начального профессионального образования из 241.

7 апреля 2006 г. решением координационного совета согласованы предложения Департамента образования Ульяновской области, Департамента здравоохранения Ульяновской области, Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области по контрольным цифрам приема (госзаказу) в подведомственные учреждения начального и среднего профессионального образования на 2006/2007 учебный год. Но опять вновь мы вынуждены говорить о том, что в учреждениях профессионального образования недостаточно готовятся кадры нужные рынку труда. Так, например, по специальности «слесарь» будет приняты 306 человек, потребность – 800, по специальности «электромонтёр» контрольные цифры приёма 273, потребность рынка труда – 600 чел. И таких примеров можно приводить множество. В связи с этим, вопрос приведения рынка образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда требует безотлагательного решения, чтобы нам не готовить специалистов, которые придут на биржу труда и не выбрасывать бюджетные деньги на ветер. Необходимо к вопросу подготовки кадров привлечь работодателей, которые должны вкладывать средства в подготовку для себя нужных кадров.

V. Государственное регулирование охраной труда

На основе годового планирования приоритетных направлений Управлением по труду проведена определенная работа, направленная на улучшение условий труда, снижение производственного травматизма. И как результат, за 1 квартал текущего года отмечается снижение количества несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не произошло ни одного группового несчастного случая.

Однако считать, что ситуация изменилась к лучшему, нельзя. К сожалению, работодатель забывает, что сохранение жизни и здоровья работающего человека должно быть для него приоритетом. Нарушение трудовой дисциплины, нахождение работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, привело к тому, что до 50% всех несчастных случаев на производстве происходит именно по этой причине.

С ростом экономического потенциала практически во всех сферах материального производства области обострились проблемы с обеспечением безопасности труда работников.

Состояние условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономики продолжает оставаться сложным и является серьезной социально-экономической проблемой. К сожалению высокой остаётся численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Более 27% списочного состава работников в промышленности, строительстве, на транспорте и связи работают в неблагоприятных производственных условиях. На промышленных предприятиях женщины составляли более трети занятых на рабочих местах такого рода, в строительстве – более 10%. И здесь надо учесть, что такая отрасль как сельское хозяйство не подлежит обязательной статотчетности. А если говорить об условиях труда в этом виде экономической деятельности, то показатели будут неудовлетворительные.

Во многих организациях нарушаются права и гарантии работников на безопасный труд, не предоставляются компенсаций за неблагоприятные условия.

На то, чтобы переломить такую ситуацию, направлена областная Программа улучшения условий и охраны труда на 2005 – 2008 годы, ход выполнения которой контролируется областной межведомственной комиссией по охране труда.

Отмечено, что намеченные к выполнению мероприятия выполняются. В 18 районах области приняты аналогичные «Программы улучшения условий труда в муниципальных образованиях (округах) на 2006-2008 годы».

С целью оказания методической помощи, специалистам и руководителям организаций проводятся совещания, «Дни охраны труда», семинары. В 1 кв. текущего года такие мероприятия проведены в 7 районах области, 4 из них с выездом в сельские районы, на которых рассмотрены вопросы состояния производственного травматизма, условий труда, требования к работодателям по созданию здоровых и безопасных условий труда. Участие руководителей и специалистов в данных мероприятиях составило более 600 человек.

Продолжается работа по организации и координации обучения и проверки знаний требований безопасности труда у руководителей, специалистов и других работников организаций.

За 1 квартал аттестовано по охране труда 1740 руководителей и специалистов организаций, что на 28 % больше аналогичного периода прошлого года.

В целях создания безопасных условий труда, защиты прав работников на безопасный труд и предоставления компенсаций за неблагоприятные условия труда Управлением по труду проводится экспертиза проектов строительства и реконструкции производственных объектов (проведено 24 экспертизы); обследуется состояние условий труда у соискателей лицензии на право обращения с опасными отходами.

В 63 организациях г.Ульяновска проведена проверка выполнения коллективного договора, в 15 организациях пресечены случаи незаконного отказа работникам в предоставлении компенсаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.