Рефераты. Развитие системы антикризисного управления современной организацией






первое – нацелено на завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;

второе – нацелено на адаптацию и прямую защиту отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

В результате анализа конкурентоспособности предприятия на рынке определяются факторы, воздействующие на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли на рынке идентичной продукции. Воздействие на рынок можно разделить по группам:

– внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов);

– внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению конкурентоспособности своей продукции.

Предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень воздействия факторов неодинаков. Необходимым направлением в процессе выявления способов выхода из кризиса будет выявление и реализация резервов повышения конкурентоспособности предприятия.

В данном случае, под резервами предприятия понимаются неиспользованные возможности ОАО «Автоматика», связанные с сокращением затрат на производство с целью повышения конкурентоспособности продукции. Специфика образования таких резервов заключается в том, что они выступают как результат взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления и изучения. Достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности невозможно, но можно направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. С этой целью необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, которая в наибольшей степени соответствует тенденциям развития рыночной ситуации и позволяет наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.

Осуществляя реализацию комплексного подхода к конкурентоспособности, основанную на базе учета трех основных факторов: степени удовлетворения потребителя продукцией, конкурентного потенциала предприятие и эффективности стратегии для определенного сегмента рынка, резервы повышения конкурентоспособности предприятия можно разделить на три группы.

К первой группе резервов относятся мероприятия повышения конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. Такими мероприятиями являются: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; улучшение качественных характеристик, повышение срока годности; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и обеспечение преимуществ выпускаемой продукции по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами и пр.

Вторая группа резервов включает в себя мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др.

Третья группа мероприятий направлена на: совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование социальной политики

Для ОАО «Автоматика» целесообразно применить совершенствование социальной политики.

Оптимизация социальной политики ОАО «Автоматика» направлена на: сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма (табл. 16).


Таблица 16. Возможное увеличение выпуска продукции за счет лучшего использования трудовых и материальных ресурсов (тыс. руб.)

Показатель

Трудовые ресурсы

Средства труда

Предметы труда

Рост кол-ва рабочих мест, укомплектование их оборудованием

48

33

-

Ликвидация потерь рабочего времени и времени работы оборудования

72

135

-

Повышение производительности труда и оборудования

112

45

-

Снижение норм расходов материалов

-

-

340

Итого

232

216

340

По результатам проведенного анализа можно оценить возможность предприятия ОАО «Автоматика» дополнительного выпуска продукции, а также выявлены диспропорции в использовании ресурсов, которые приводят к снижению финансовых результатов.

Данные таблицы 16 характеризуют неравномерность выпуска продукции по каждому виду ресурсов, в результате расширения и лучшего использования трудовых ресурсов выпуск продукции может возрасти на 232 тыс. рублей. Реальное увеличение объема выпуска продукции возможно только в объеме 216 тыс. рублей. Это означает, что часть трудовых ресурсов будет использоваться неэффективно, следовательно, необходимо направить деятельность на увеличение материальных ресурсов труда, либо провести сокращение численности персонала.


Заключение


Антикризисное управление отличается от управления в обычном режиме. В обычном режиме весь арсенал подходов и методов направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса). Методы антикризисного управления нацелены исключительно на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте

В работе были выделены две большие группы причин, вызвавшие кризис на предприятии: внешние и внутренние. На практике большинство кризисов на предприятиях возникают из-за внутреннего фактора – кризиса управления. Деятельность антикризисного управляющего направлена в основном на исправление ошибок, допущенных менеджерами предприятия.

В антикризисном управлении критерии принятия решений должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления все сводится к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и получению максимальной прибыли в краткосрочном периоде. При создании на предприятии кризисного состояния на долгосрочный период целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств. Исходя из этого, и строит свою работу антикризисный управляющий.

В программе антикризисного управления выделены три этапа:

– устранение неплатежеспособности;

– восстановление финансовой устойчивости;

– обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

На первом этапе должно происходить устранение нехватки денежных средств необходимых для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации «лишних» активов предприятия. Иногда такая ликвидация должна осуществляться ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т.е. не обращая внимания на возможные потери как уже полученные и материализованные в активах предприятия средств, так и предполагаемые, если предприятие переживет кризис.

Следующий этап предполагает максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов. Получив временное восстановление финансовой устойчивости предприятия путем продажи «лишних» активов предприятия и уменьшения издержек, антикризисный управляющий для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

Показатели финансового положения и результатов деятельности ОАО «Автоматика», имеют отрицательные значения:

– отрицательна динамика изменения собственного капитала относительно общего изменения активов организации;

– неустойчиво финансовое положение по величине собственных оборотных средств;

– значение коэффициента маневренности собственного капитала (0,1), что недостаточно для характеристики финансового положения ОАО «Автоматика» как стабильного;

– объемы материально-производственных запасов недостаточно покрыты собственными оборотными средствами;

– коэффициент текущей (общей) ликвидности ниже общепринятого значения;

– налицо значительное падение рентабельности продаж (– 4,9 процентных пункта от рентабельности за аналогичный период, равной 13,1%);

– снижение прибыли до налогообложения на рубль всех расходов организации (– 6,3 копейки с рубля расходов от данного показателя рентабельности за аналогичный период 2008 г.).

В результате анализа выявлены следующие критические показатели финансового положения организации:

– структура баланса характеризуется, как неплатежеспособная (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами меньше нормы);

– высока зависимость организации от заемного капитала (доля собственного капитала составляет лишь 29%).;

– низкое значение коэффициента покрытия инвестиций, т. к. доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ОАО «Автоматика» составляет лишь 31% при критическом значении 75%;

– значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности существенно ниже нормативного;

– ниже общепринятого значения коэффициент абсолютной ликвидности.

Анализ финансовых потоков по основной деятельности показал, что структура денежных платежей по основной деятельности в 2008 году сместилась в пользу расходов на оплату труда и внебюджетных платежей.

В целом, структура денежных платежей сдвигается в сторону увеличения доли финансовых потоков по инвестиционной и финансовой деятельности. С одной стороны, это показывает, что организация тесно взаимодействует с финансовым рынком, с другой стороны уменьшение доли поступлений по текущей деятельности может указывать на снижение производственной активности и объемов сбыта рост напряженности отношений с дебиторами и наличие прочих негативных факторов.

Подтверждением последнего объяснения является уменьшение сумм поступлений по текущей деятельности в 2008 году на 12,5% или на 1 млн. 131 тыс. руб. в абсолютном выражении по сравнению с 2007 годом.

На этом фоне рост поступлений по инвестиционной деятельности на 42,7% и финансовой деятельности на 7,6% должны трактоваться скорее негативно.

Анализ чистого финансового потока показывает, что в 2008 году чистый финансовый поток был отрицательным, что и привело к общему снижению денежных остатков предприятия почти на 90%.

Это обусловлено возрастанием дефицита денежных средств по текущей деятельности на 116,7% и по инвестиционной деятельности на 59,2%, что было компенсировано ростом излишков по финансовой деятельности на 82,5%.

Денежную дефицитность основной деятельности и инвестиционной деятельности предприятие вынуждено покрывать привлечением дополнительных займов и кредитов.

Для совершенствования управления финансовыми потоками, предприятию рекомендуется разработать бездефицитный план движения денежных средств и использования временно свободных финансовых активов. Это позволит дополнительно привлечь денежные средства и, будет способствовать выходу предприятия из кризиса.




Список литературы


1.     Приказ Минфина РФ «О методических рекомендациях порядка формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» от 28.06.2000 №60н.

2.     Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., – М.: «ИНФРА-М», 2006, – 432 с.

3.     Александров Г.А. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура». – М.: «Бек», 2004. – 544 с.

4.     Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. Пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2008. – 80 с.

5.     Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2009. – 96 с.

6.     Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./ Научн. ред. перевода чл. – корр. РАН И.И. Елисеев. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 624 с.

7.     Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 800 с.

8.     Гриценко Г.А. Кризис на мировом финансовом рынке и его влияние на денежный рынок России // Банковское дело. – 2009. – №3. – с. 22–24.

9.     Гутова А.В. Управление финансовыми потоками предприятия Диссертация М.:2007

10.Дэниэл Гарнер, и др. ПОСОБИЯ ЭРНСТ ЭНД ЯНГ. Привлечение капитала/ Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 2005. – 464 с.

11.Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2004. – 317 с.

12.Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бух. учет, 2007. – 208 с.

13.Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 2008. – 384 с.

14.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432 с.

15.Ковалевский Г.В. Системный анализ использования резервов строительных организаций. – М: «Стройиздат», 2009. – 167 с.

16.Крейнина М.Н. Цели и задачи финансового менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №5.

17.Мастенбрук У. «Управление конфликтными ситуациями и развитие организации». – М.: «ИНФРА-М», 2006.

18.Моляков Д.С., Докучаев М.В., Большаков С.В. Актуальные проблемы финансов предприятий // Финансы. – 2006. – №4. – с. 3–7.

19.Новодворский В.Д., Метелкин Е.А. Об «Отчете о движении денежных средств» // Бухгалтерский учет – 2007. – №8. – с. 39–46.

20.Овсийчук М.Ф. Управление денежными средствами предприятия // Аудитор. – 2007. – №5. – с. 37–42.

21.Овсийчук М.Ф. Управление активами и методика финансирования // Аудитор. – 2008. – №4. – с. 34–38.

22.Портфель конкуренции и управление финансами: (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего)/ Отв. ред. Рубин Ю. – М.: СОМИНТЕК, 2007. – 736 с.

23.Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. – М.: «ЮНИТИ», 2004. – с. 223.

24.Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. – Минск: Высш. шк., 2005.

25.Русак Н.А., Стражев В.И. Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /Под общ. ред. Стражева В.И. – Минск:» Высшая школа», 2009. – 398 с.

26.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., переработ. И доп. – Минск: ООО» Новое издание», 2008.-688 с.

27.Снитко Л.Т. Управление оборотным капиталом организации. Научное издание / Снитко Л.Т., Красная Е.Н. – М.: Изд-во РДЛ, 2002. – с. 83.;.

28.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. М.: Перспектива, Бухгалтерский учет, М., 2005. -325 c.

29.Теория и практика антикризисного управления. Учебник под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.: «ЮНИТИ», 2006.

30.Техника финансового анализа / Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006. – 520 c.

31.Уткин Э.А. Справочник кризисного управляющего. М., 1998

32.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под. ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Перспектива, 2008. – 574 с.

33.Хорин А.Н. Анализ оборотного капитала // Бухгалтерский учет – 2004. – №6. – с. 23–26.

34.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.» ИНФРА-М», 2004

35.Шишкоедов Н.Н. Методика финансового анализа предприятий. // Экономичекий анализ: теория и практика, 2007, №38.

36.Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под. ред. проф. А.Г. Поршнева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.

37.Экономика в вопросах и ответах. / Под ред. Николаева И.П.М.: «Проспект», 2007. – 336 с

38.Механизмы финансовой стабилизации предприятия при угрозе банкротства www.dgma.donetsk.ua/~fin/pdfs/fp/fin221.pdf

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.