Рефераты. Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)






– консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной и налоговой политики;

– разработка и оформление учредительных документов создаваемых предприятий и фирм, их регистрация;

– обучение на основе разработанных Агентством программ практическим деловым навыкам, необходимым для успешного развития предпринимателем собственного дела (финансы, маркетинг, управление, реклама, этика предпринимательства и т.п.). По итогам обучения выдается международный, совместный с Лондонским предпринимательским агентством, сертификат;

– услуги информационно-справочного характера;

– рекламные, издательские, нотариальные услуги.

В конце 1993 года – начале 1994 гг. при содействии Фонда «Ноу-Хау» Правительство Великобритании и активной поддержке местной администрации в ряде регионов был осуществлен первый, предварительный этап работы по созданию агентств развития малого бизнеса в регионах.

Деятельность Агентства в данном направлении получила поддержку со стороны федеральных органов власти (Постановление Правительства РФ №1434 от 29.12.94 г.). Создание сети региональных агентств включено в Федеральную программу государственной поддержке малого предпринимательства на 1994–1997 гг.

Организация сети региональных агентств осуществляется на основе единых организационно-правовых и методических принципов, в которых учтен опыт деятельности Российского агентства, наличие и использование в процессе работы подготовленной методической и учебной литературы, возможности привлечения высококвалифицированных преподавателей и консультантов.

Региональные информационно-аналитические центры

Региональные информационно – аналитические центры создаются в рамках системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП). Организационно СИОМП реализуется путем создания и развития сети региональных и отраслевых информационно – аналитических центров (РИАЦ и ОИАЦ). Центры на основе единых критериев интегрируют и производят информационные ресурсы. Координацию работ по реализации СИОМП осуществляет Государственный комитет РФ по промышленной политике. Непосредственную работу ведет специально созданное Агентство «Российские информационные системы». [33.C.18].

При создании системы информационного обеспечения малого предпринимательства предполагается использовать ранее созданные информационные ресурсы и программно-технические средства при максимальной их унификации.

СИОМП представляет предпринимателям информационные услуги, касающиеся коммерческой, адресной, юридической, статистической информации и информации по инвестиционным проектам, регистрации создаваемых предприятий, маркетингу, аудиту, возможностям материально – технического снабжения и сбыта продукции, установлению делового сотрудничества между возможными партнерами, осуществлению финансовых операций, поиску производственных мощностей, электронной почты, ведению бухгалтерской деятельности и т.д. Перечень информационных услуг уточняется в процессе организации информационно-аналитических центров на основе анализа потребностей конкретных пользователей.

При этом сеть информационно-аналитических центров формируется по региональному и отраслевому принципам и базируется на имеющемся в настоящее время работы в области информационных услуг.

В настоящее время РИАЦ созданы более чем в 20 регионах. Развитие системы предусматривает создание таких структур в каждом регионе.

Торгово-промышленные палаты

Торгово-промышленные палаты в настоящее время действуют во всех регионах России. Объединение местных палат формирует Торгово-промышленную палату РФ. В 1991 году был принят закон «О торгово-промышленной палате РФ». В законе закреплены и функции торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты лоббируют интересы предпринимателей и товаропроизводителей в органах власти, развивают систему информационного обмена, ведут подготовку и переподготовку кадров для членов организации, организуют выставки-ярмарки и проводят другую работу, связанную с поддержкой производителей товаров и услуг. Традиционно торгово-промышленные палаты активно ведут работу по сертификации товаров и услуг, поддержке международных контактов предприятий-участников.

В последнее время торгово-промышленные предприятия все большее время уделяют поддержке малого бизнеса. Особенно эта работа активизировалась после 1 Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Торгово-промышленная палата РФ является учредителем Морозовского проекта и Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса.

Помимо основной деятельности палаты обеспечивают связь работодателями и государственными структурами, что крайне важно для формирования в стране и регионе сбалансированной экономической политики.

Региональные фонды поддержки малого предпринимательства

Региональные фонды поддержки малого предпринимательства (РФПМП) развиваются в регионах по инициативе местных администраций с целью формирования механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий. В настоящее время фонды созданы в 73 регионах. Многие из них стали реальным инструментом финансовой поддержки. В большинстве своем фонды действуют как юридические лица, созданные администрацией. Так, например, Тульский региональный фонд поддержки малого предпринимательства во взаимодействии с банком-агентом Европейского банка реконструкции и развития сумели профинансировать некоторое количество предпринимательских проектов.

В большинстве регионов фонды не являются юридическими лицами. Средства аккумулируются на счету администрации либо комитета по экономике. В регионах, где нет отдельных департаментов по поддержке и развитию малого предпринимательства, на фонды возлагаются функции координации всех действий по поддержке малого предпринимательства.

Во многих регионах действуют структуры, объединяющие все или часть вышеприведенных функций.

Так, например, в Екатеринбурге давно и успешно действует Центр содействия предпринимательству. Администрация Новгородской области предоставила АО «Новгородский бизнес-парк» комплекс заданий, находящихся в областной собственности в г. Туле. В Московской области в 1994 г. создан бизнес-центр в г. Щелкове; в Иркутской области в 1994 г. создан «Иркутский бизнес-парк». Приступили к экономической деятельности Московская лизинговая компания, научные парки в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Ярославский социально-предпринимательский центр и др.

Бизнес-инкубатор в региональной инфраструктуре

Вышеперечисленные структуры поддержки малого предпринимательства в той или иной степени занимаются «выращиванием», «инкубированием» малых предприятий, т.е. выполняют часть функций бизнес-инкубатора.

Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что именно бизнес-инкубатор как элемент инфраструктуры поддержки малого бизнеса на местах позволит объединить в России усилия и возможности заинтересованных в развитии малого бизнеса сторон: государственных организаций, органов власти, коммерческих структур, различных фондов, а также предпринимателей, желающих реализовать свою идею. Решать ли бизнес-инкубаторы все проблемы, связанные с развитием предпринимательства? Наверное, нет. Но они могут ускорить появление новой волны отечественных цивилизованных предпринимателей. Бизнес-инкубатор реально содействует становлению и выживанию в жесткой конкурентной борьбе малых предприятий, а это означает, как минимум, создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.


1.3 Бизнес-инкубаторы и содержание их деятельности


Бизнес-инкубатор – это общее название для организаций, развивающих предпринимательство путем создания условий, оказания комплекса услуг и предоставления, ресурсов для ускорения роста предприятий на ранней инкубационной стадии их развития. [13.C.6].

Инкубаторы малого бизнеса помогают молодому бизнесу вырасти и выжить в стартовый период, т.е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения. Предприятия, расположенные вне инкубатора, также могут пользоваться всеми его услугами.

Опыт развития мировой экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. В этой связи выявления проблем становления малого бизнеса в России и поиск наиболее эффективных путей его поддержки имеет чрезвычайное значение.

Стремительное развитие и бурный рост числа БИ во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:

– оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;

– рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности и, следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;

– наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;

– повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и «ноу-хау»;

– создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими сторонами экономики (крупным бизнесом, государственным, финансовым сектором и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;

– рост занятости уровня жизни населения.

Инкубаторы малого бизнеса, являющиеся частью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, могут выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы развития малых предприятий наряду с техническими и научными парками, инновационными и бизнес-центрами и пр., в которой бизнес-инкубатору отводится одна из ранних фаз развития малого предпринимательства.

В мире не существует одинаковых бизнес-инкубаторов, но в целом набор услуг, оказываемых ими малым предприятиям, довольно стандартен. Ниже приведен наиболее полный перечень, причем все услуги БИ разбиты на 4 категории:

– сдача в аренду помещений и офисное обслуживание;

– обучение предпринимателей;

– консультационные услуги;

– продвижение проектов к инвестициям.

Все эти услуги оказываются на льготных условиях.

1. Сдача в аренду помещений и офисное обслуживание

1) Сдача в аренду помещений под офисы

В США существует норматив, согласно которому требуемая офисная площадь рассчитывается исходя из 14 кв. м на сотрудника. На практике все определяется возможностями бизнес-инкубатора и МП-арендатора и решается при их обоюдном согласии. При этом стоимость арендной платы изменяется в зависимости от качества офисного помещения.

Обычно арендная плата дифференцируется также в зависимости от времени пребывания малого предприятия в бизнес-инкубаторе. Она, как правило, ниже рыночной на начальном этапе (иначе теряется смысл инкубирования) и увеличивается до среднерыночной, а иногда и превышает ее к моменту завершения пребывания малого предприятия в БИ. И, конечно, арендная плата рассчитывается с учетом надбавок за долевое использование мест общего пользования (лестницы, холлы и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.