Рефераты. Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)






Не охвачен в городе и такой вид услуг, как перевод предприятий на механизированный учет по программам «1С: Предприятие» и «1С: Бухгалтерия», а также на их основе оказание услуг централизованной бухгалтерии для малых предприятий.

Поэтому настоящим НЗБИ в качестве долгосрочной стратегии определено следующее: за счет объединения задач и функций всех подразделений инфраструктуры поддержки предпринимательства и развития города в бизнес-инкубатор, за счет охвата, кроме субъектов малого предпринимательства, всех средних предприятий и муниципальных организаций стать во главе развития малого и среднего бизнеса на территории города.

При этом предполагается не ограничиваться объединением лишь структурных подразделений существующего бизнес-инкубатора, а выделять из его состава, создавать и вовлекать на взаимных интересах в Бизнес-центр новые структуры различных организационно-правовых форм.




Заключение


Для достижения цели дипломного проекта были решены следующие задачи:

– определена роль и место бизнес-инкубаторов в системе государственной поддержки малого предпринимательства в России;

– выявлены цели, задачи и этапы разработки стратегии;

– дана характеристика НЗБИ;

– исследован потенциал организации (внутренняя среда);

– рассмотрены внешние факторы, их влияние на внутреннюю среду НЗБИ;

– разработаны рекомендации по целенаправленному развитию и функционированию бизнес-инкубатора, основанные на интеграции соответствующих экономических и организационных решений.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация в области создания и поддержки малых предприятий: сложная система налогообложения, неадекватные механизмы изыскания средств на организацию и развитие бизнеса; несоразмерный уровень планирования и современных навыков управления; неразвитые рынки деловых услуг, а также распространение и разлагающее влияние коррупции и организованной преступности. Эти препятствия зачастую взаимосвязаны и лишь усиливают друг друга, что требует принятия срочных мер в экономической политике.

Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. Ее главным инструментом является создание специальной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса. Этим объясняется бурно растущий интерес к инкубатором бизнеса – структурам, целенаправленно ориентированным на стимулирование роста новых фирм.

Инкубаторы малого бизнеса помогают молодому бизнесу вырасти и выжить в стартовый период, т.е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения.

Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:

– оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;

– рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, и, следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государства;

– наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;

– повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и «ноу-хау»;

– создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупным бизнесом, государственным, финансовым сектором и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;

– рост занятости и уровня жизни населения.

В мире не существует одинаковых бизнес-инкубаторов, но в целом набор услуг, оказываемых ими малым предприятиям, довольно стандартен:

– сдача в аренду помещений и офисное обслуживание;

– обучение предпринимателей;

– консультационные услуги;

– продвижение проектов к инвестициям.

При грамотном планировании и управлении бизнес-инкубаторы могут стать не только самоокупаемыми, но и коммерчески выгодными предприятиями.

Цель разработки стратегии развития бизнес-инкубатора – сформулировать и предложить конкретные действия, которые обеспечат организации конкурентные преимущества, тем самым уменьшить риск и повысить эффективность развития.

Определение стратегии позволяет решить следующие задачи:

1.     Оценить потенциал организации, ее возможности и резервы для достижения общих целей.

2.     Определить внешние факторы, требующие принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям.

3.     Выработать оптимальные варианты для достижения поставленных целей, определить стратегию как программу конкретных действий.

Для оценки целесообразности разработки стратегии НЗБИ было проведено анкетирование, результаты которого подтвердили необходимость проведения исследования.

Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор – это некоммерческое партнерство, членами которого являются 24 юридических и физических лица, в том числе: Комитет по управлению имуществом г. Новошахтинска, городской Центр Занятости населения, Новочеркасский Промышленно-Гуманитарный Колледж (Морозовский проект) и ОАО «Ростовуголь».

Миссия НЗБИ – содействие развитию малого и среднего бизнеса в г. Новошахтинске и городах восточного Донбасса.

Анализ внутренней и внешней среды НЗБИ был проведен посредством заполнения специально разработанных анкет, содержащих перечень оцениваемых компонентов. В основе анкеты по состоянию внешней среды были использованы элементы СТЭП-анализа. Проведенный анализ выявил сильные и слабые стороны потенциала организации, а также внешние угрозы и возможности.

К наиболее сильным сторонам внутренней среды можно отнести:

– результаты деятельности организации (качество, оказываемых услуг);

– трудовые ресурсы (высокая квалификация специалистов);

– организационная культура (богатый опыт работы с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций);

– организационная структура (хорошо развита система использования инструментов PR).

Слабые стороны внутренней среды НЗБИ:

– отсутствие обычной электросвязи в районе размещения бизнес-парка;

– ограниченность учебного центра оборудованным помещением;

– отсутствие соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города.

Состояние внешней среды оценивается как «ненадежное», т.е. требуется наблюдение за ее динамикой. Количество угроз, создаваемых внешними факторами, значительно превышает количество возможностей.

Возможности:

– повышение спроса на консультационные услуги и услуги учебного центра;

– формирование устойчивого положительного мнения у населения города о деятельности НЗБИ.

Угрозы:

– неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг (слабая покупательная способность населения);

– низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий;

– «утечка молодых умов»;

– средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город.

На основании построения матрицы SWOT-анализа, позволяющей установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями, были разработаны новые стратегические направления развития НЗБИ.

В виде краткосрочной стратегии необходимо за счет расширения номенклатуры услуг, увеличения их объемов и повышения качества и перевода всех услуг на коммерческую основу добиться перехода на самоокупаемость.

Перечень услуг, на которые предполагается повышение тарифов до их коммерческой стоимости:

– разработка бизнес-планов;

– разработка обоснований инвестиций;

– обучение предпринимательству, работе на компьютере и др.;

– маркетинговые исследования;

– информационные услуги через Интернет.

Ставится задача перевода системы взаимоотношений НЗБИ с Администрацией города также на коммерческую основу, а именно упорядочения видов услуг, определения стоимости каждого вида и заключения договоров на их оказание по установленной стоимости.

В качестве долгосрочной стратегии НЗБИ определено следующее: за счет объединения задач и функций всех подразделений инфраструктуры поддержки предпринимательства и развития города в бизнес-инкубатор, за счет охвата, кроме субъектов малого предпринимательства, всех средних предприятий и муниципальных организаций стать во главе развития малого и среднего бизнеса на территории города.




Список использованных источников


1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: 7-ФЗ. Введен 12.04.96. – М., 1996.

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»: 128-ФЗ. Введен 08.08.2001. – М., 2001.

3. Устав Некоммерческого Партнерства «Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор». Утвержден 27.04.99. – Новошахтинск, 1999.

4. Положение о структурных единицах Некоммерческого Партнерства «Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор». Утвержден 01.03.97. – Новошахтинск, 1997.

5. Положение о деятельности информационно-консалтингового центра. Утверждено 03.03.97. – Новошахтинск, 1997.

6. Ажекбаров К.А., Атаканов Н.А. О государственной поддержке малого предпринимательства в странах СНГ. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

7. Алексеев М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Филинъ, 1997.

8. Аралов А.С. Системные решения в управлении малым и средним бизнесом. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2000.

9. Гуияр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации. – М.: Дело, 2000.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: МГУ, 1995.

12. Волков К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: НОРМА, 1997.

13. Горбунов В.Л., Сошников Е.А. Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

14. Горбунов В.Л., Сошников Е.А. Национальное содружество бизнес-инкубаторов. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

15. Деловое планирование: методы, организация, современная практика./ под ред. Попова В.М. – М.: Финансы и статистика, 1997.

16. Ефремов В.С. Проектное управление: модели и методы принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998.

17. Заведеева В.А. Опыт успешных бизнес-инкубаторов. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

18. Змиев Е.Е. Организационно-экономический механизм управления развитием малых промышленных предприятий: Автореф. дис… канд. эконом. наук. – Краснодар, 2002.

19. Каганов В.Ш, Рыбин М.В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор: Учебно-практическое пособие. – М.: Агроконсалт, 1996.

20. Каганов В.Ш. Технология поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

21. Кадровое обеспечение объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и организация подготовки, консультационного и информационного обслуживания предпринимателей. // Малое предпринимательство в шахтерских городах: ключевые проблемы, успехи и перспективы. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001.

22. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1996.

23. Мартеллер В. Питательная среда для новорожденных. // Бизнес предложения. – М.: Инвестор НТ, 2001.

24. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения./ под ред. Страховой О.А. – СПБ.: Питер, 2000.

25. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие./ под ред. Короткова Э.М., Резника С.Д. – М.: ИНФРА-М, 2002.

26. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учебное пособие/ под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: ОАО «НПО» Издательство «Экономика», 2000.

27. Пешкова Е.И. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Ось-89, 1996.

28. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. Отв. ред. Заведеева В.Ю.. – М.: АМиР, ИПИ, 2001.

29. Проект «Создание и развитие бизнес-инкубаторов в Тамбовской области». // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

30. Рекомендации по определению приоритетных направлений развития системы комплексной поддержки малого предпринимательства. // Малое предпринимательство в шахтерских городах: ключевые проблемы, успехи и перспективы. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001.

31. Румянцева З.П. Общее управление организацией: принципы и процессы/ Мод. прогр. для менеджеров №3. – М.: ИНФРА-М, 1999.

32. Смирнов В.Г. Организация и ее деловая среда/ Мод. прогр. для менеджеров №2. – М.: ИНФРА-М, 1999.

33. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне./ под. ред. Бера Х. и Исуповой С. – М.: РНЦМС, 2000.

34. Состояние инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. // Малое предпринимательство в шахтерских городах: ключевые проблемы, успехи и перспективы. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001.

35. Стрелков О.Б. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Казань: Казанский Государственный Технологический Университет, 1997.

36. Томас Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности/ Пер. с англ. – М.: Дело и сервис, 1999.

37. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Менеджмент и проектирование фирмы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

38. Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент. – М.: АКАЛИС, 1996.

39. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.: Прогресс, 1998.

40. Управление организацией: Учебник/ под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.

41. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1998.

42. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. – СПб.: Два Три, 1996.

43. http: // www. allmedia. ru

44. http: // www. delo. ru

45. http: // www. invest-NT. ru

46. http: // www. ipi. ru

47. http: // www. rbcnet.ru

48. http: // www. resme. ru

49. http: // www. siora. ru

50. http: // www. smb-support. org

51. http: // www. smesupport/ leontief. ru

52. http: // www. strategy. bos.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.