Рефераты. Разработка конкурентоспособной стратегии для ООО "СПМ"






Рис. 1.1. Классификация эталонных стратегий


Как отмечают О. Виханский и А. Наумов [13], в практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Фирмой может производиться и определённая последовательность в реализации стратегий, в таком случае речь идёт о комбинированной стратегии.

Вторая классификация стратегий была разработана А. Томпсоном и А. Стриклендом. Взяв за основу диверсифицированную компанию, они предложили разбить процесс разработки стратегии на четыре различных организационных уровня [38]:

1) корпоративная стратегия, или стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом;

2) стратегия бизнеса, или стратегия для каждого отдельного вида деятельности компании;

3) функциональная стратегия, или для каждого функционального направления определенной сферы деятельности;

4) операционная стратегия, или более узкая стратегия для основных структурных единиц внутри функциональных направлений.

Согласно определениям А. Томпсона и А. Стрикленда, «корпоративная стратегия» (стратегия организации в целом) является общим планом управления диверсифицированной организации и представляет собой «намерения, действия и подходы диверсифицированной компании относительно упрочения позиций и улучшения положения ее бизнес-единиц в различных отраслях» [38]. Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию, создается на высших уровнях руководства. Главные управляющие несут основную ответственность за ее разработку и оценку рекомендаций, поступающих от руководителей более низкого звена управления. Руководители бизнес-единиц также могут принимать участие в разработке стратегии компании, особенно если это касается возглавляемых ими предприятий.

Стратегическая зона хозяйствования – это направление или ряд смежных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. По Томпсону и Стрикленду, «стратегия бизнеса» означает план управления отдельной сферой деятельности корпорации или самостоятельной компании и представляет собой «разработанные управляющими действия и подходы по обеспечению успеха отдельной бизнес-единицы на основе создания ее прочной долгосрочной конкурентной позиции»[38]. Главная ответственность за разработку стратегии бизнеса возлагается на руководителя данного направления бизнеса. Кроме этого, руководитель должен, во-первых, контролировать правильность понимания бизнес-стратегий в каждой функциональной сфере и, во-вторых, информировать высшее руководство корпорации о возможных отклонениях от плана или необходимости пересмотра стратегии. Руководители бизнес-подразделений могут также нести дополнительную ответственность за контроль соответствия стратегии своего подразделения стратегии и целям корпорации в целом.

Функциональная зона организации – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных стратегических зон хозяйствования, так и организации в целом. «Функциональная стратегия» представляет собой «план руководства главной функциональной областью или бизнес-процессом внутри бизнес-единицы (разработкой нового продукта, производством, маркетингом, обслуживанием заказчика, распределением, финансами, персоналом и др.). Бизнес-единица должна иметь количество функциональных стратегий, равное ее стратегически важным направлениям деятельности» [38].

По мнению А. Томпсона и А. Стрикленда [31], если функциональные руководители будут составлять свои стратегии независимо друг от друга и от руководителя бизнес-единицы, то они открывают дорогу нескоординированным и конфликтующим стратегиям. Согласованные, основанные на сотрудничестве и взаимно поддерживающие друг друга функциональные стратегии являются важнейшим условием максимальной поддержки общей бизнес-стратегии. Маркетинговая стратегия, производственная стратегия, финансовая стратегия, стратегия обслуживания заказчика, стратегия разработки нового продукта и стратегия управления персоналом должны быть скорее согласованы, чем служить только своим узким целям. Координация и совместимость между различными функциональными или процессными стратегиями может быть достигнута на стадии их обсуждения. Если же несогласованные функциональные стратегии уже отправлены высшему руководству организации на окончательное утверждение, то руководитель бизнес-единицы должен выявить возможные конфликты и разрешить их.

Операционные стратегии, несмотря на меньший масштаб по сравнению со стратегиями более высокого уровня, дополняют и завершают общий бизнес-план компании. Главная ответственность за разработку операционных стратегий ложится на руководителей операционных подразделений, предложения которых должны быть рассмотрены и приняты руководством более высокого уровня.

Особую актуальность имеет аспект согласования стратегии и положения компании, по этому критерию А. Томпсон и А. Стрикленд [38] выделяют:

- стратегии для лидеров;

- стратегии для преследователей;

- стратегии для слабых бизнесов.

Лидеры отрасли обычно хорошо известны, прекрасно защищены и имеют проверенные и одобренные стратегии (направленные на обеспечение лидерства либо в издержках, либо благодаря индивидуализации). Главный стратегический интерес лидера состоит в удержании своих лидирующих позиций или, возможно, достижении статуса доминирующего лидера вместо просто лидера. Три различных стратегических направления открыты перед отраслевыми лидерами и доминирующими компаниями: сохранение наступательной стратегии; стратегия укрепления и обороны; стратегия следования за лидером.

Компании-преследователи занимают более слабые позиции, чем лидеры отрасли. Некоторые из них - это энергичные рыночные бойцы, проводящие наступательные стратегии, направленные на завоевание рыночной доли и укрепление конкурентных позиций. Другие ведут себя как удовлетворенные своим положением последователи, получающие хорошие прибыли и желающие только сохранить свои позиции. Атакующие компании, заинтересованные в улучшении своей рыночной ситуации, нуждаются в стратегии, направленной на создание конкурентного преимущества. В тех отраслях, в которых большие объемы производства обеспечивают низкие удельные издержки и дают имеющим значительную долю рынка компаниям важное преимущество в затратах, у компаний с малой долей рынка имеется только две реальные альтернативы: постараться увеличить свою долю рынка или, напротив, уйти из бизнеса. В ситуациях, когда малы эффекты масштаба и кривой освоения, а большая рыночная доля не создает преимущества в затратах, «преследователи» обладают большей стратегической гибкостью и могут рассмотреть любую из стратегий специализации, индивидуального имиджа или следования за лидером.

Слабо работающие или теряющие свои конкурентные позиции компании могут выбрать для себя одну из четырех основных стратегий: наступательную стратегию полного обновления, стратегию укрепления и обороны, стратегию немедленного ухода, стратегию «подведения итогов».

В таблице 1.1 приведены основные характеристики стратегического управления.


Таблица 1.1

Характеристика стратегического управления

Характеристика

Стратегическое управление

А

Б

Миссия предназначения

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд во вне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении

Учет фактора времени

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основа построения системы управления

Люди, системы индивидуального обеспечения, рынок

Подход к управлению персоналом

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия

Критерий эффективности управления

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения


1.2 Особенности стратегического управления коммерческой деятельностью


Процесс управления – связывает четыре основные функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Основные связующие процессы – это принятие решений и коммуникация. Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Чаще под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы [40].

Алгоритм модели процесса стратегического менеджмента представлен на рис. 1.2.

Из него видна особая роль стратегического анализа, который предшествует началу работ по разработке стратегии. Чем более глубоко и системно проводится анализ, тем больше у менеджеров появляется информации, чем на более высокий уровень поднимается общее осмысление ситуации.

Анализ макросреды. Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней

 

Формирование стратегического видения и миссии

 

Стратегический анализ

 
I этап                   II этап

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.