Рефераты. Разработка бизнес-процессов системы менеджмента качества на предприятии ООО "Студия РБС"






Горизонтальная петля иллюстрирует значимость роли потребителя, которая не ограничивается только предъявляемыми требованиями. Обратная связь с потребителем важна для выявления потребностей и возможностей дальнейшего улучшения. Процесс измерения удовлетворенности потребителя (раздел 8.2.1.1), таким образом, завершает горизонтальную петлю[2].

Как вертикальная, так и горизонтальная петля базируются на известном принципе - цикл Деминга (Deming's wheel): Планировать - Действовать -Проверять - Выполнять (Plan - Do - Check - Act).

Обе петли предусматривают создание обратной связи для процесса постоянного улучшения.

Необходимость внедрения СМК имеет для предприятия "внешние" причины - выход на внешний рынок, конкурентные преимущества среди стран и фирм.

Но немаловажны и "внутренние" причины: большая осведомленность о качестве; сокращение дефектов и их переделок; ускорение цикла производства и повышение производительности труда; позитивные культурные изменения, улучшение документации; повышение ответственности за качество своего труда; корпоративная культура и др.

Система менеджмента качества, соответствующая требованиям МС ИСО 9001-2000 –это внешняя сторона деятельности предприятия, его конкурентное преимущество[10, С 12].

Одной из известных и широко распространенных форм подтверждения соответствия является сертификация, которая определяется (в соответствии с тем же вышеуказанным законом) как реформа осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров" [5, С.5].

Орган по сертификации - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации[5, С.5].

По положительным результатам проведенных сертификационных работ выдается документ - сертификат соответствия, который удостоверяет соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Непосредственно работы по подтверждению соответствия и выдаче сертификата осуществляются в определенной системе сертификации, представляющей собой совокупность правил выполнения работ по сертификации ее участниками и правил функционирования системы сертификации в целом[5, С.32]. Подтверждение соответствия показано на рисунке 1.3.


Рис. 1.3. Подтверждение соответствия


B общем случае организационно структура системы сертификации, помимо национального органа страны по сертификации, включает:

- международные организации по сертификации;

- органы по сертификации однородной конкретной продукции,

- услуг и т.п.;

- аккредитованные испытательные центры (лаборатории);

- предприятия - изготовители и поставщики продукции.

При проведении сертификации участвующие стороны представляют, как правило, интересы: изготовителей, поставщиков (первая сторона); покупателей, потребителей (вторая сторона); лиц или органов, признаваемых независимыми от участвующих в сертификации сторон (третья сторона) [5, С.35].

Мировая практика показала, что для современных условий рыночной экономики подтверждение соответствия и сертификация различного рода объектов (продукции, услуг, работ, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, систем управления качеством и т.п.) техническим регламентам, стандартам и условиям договоров является действенным средством повышения эффективности деятельности предприятий, способствующим:

- удовлетворению и повышению спроса;

-развитию научно-технического сотрудничества и торгово-экономических связей страны;

- продвижению, диффузии и закреплению продукции, услуг и т.п.

- на внешнем и внутреннем рынках;

- выбору потребителями необходимых им продукции, услуг и т.п.;

- повышению качества и конкурентоспособности продукции, услуг и т.п. на рынках;

- созданию правовых условий для свободного перемещения

- продукции, услуг и т.п. как по России, так и по другим странам мира.

Все это, в конечном итоге, способствует закреплению предприятии на рынках на достаточно длительное время. Именно это предопределило широкое распространение подтверждения соответствия и сертификации во всем мире, в том числе и в России. Соответственно сертификация как необходимый компонент рыночных отношений объективно является одной из функций системы управления качеством[10, С.210].


1.2 Основные принципы МС ИСО 9001-2000


Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто.

Модель системы менеджмента по МС ИСО 9001-2000 основана на 8 основных принципах успешного бизнеса[2]:

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджментуВыявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности[2].


1.3 Документация СМК


Организация должна разработать документированную СМК.

Под документом понимается информация и ее соответствующий носитель[15, С.29].

Документация СМК должна обладать следующими свойствами:

- Системность, т.е. документация должна быть строго взаимоувязана, хорошо структурирована и распределена по уровням управления. В этом случае она дает четкое представление о СМК.

- Адекватность требованиям МС ИСО 9001:2000.

- Адресность, т.е. каждый документ должен быть предназначен для конкретной области применения, для конкретных исполнителей и иметь ответственных держателей.

- Доступность, т.е. Документация должна быть доступна для пользователей и экспертов аудиторов.

- Актуальность, т.е. документация должна оперативно отражать все изменения условий функционирования СМК.

- Эффективность, т.е. документация должна способствовать уменьшению затрат на реализацию процесса, обеспечивая при этом его результативность[26, С.33].

Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от размера организации, сложности производственных процессов, квалификации персонала.

Структура документации системы менеджмента качества[2].

Документация системы менеджмента качества должна включать:

а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

Политика в области качества - это общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

После утверждения Политики необходимо сформулировать Цели организации в области качества - то, чего добиваются, или к чему стремятся в области качества.

Цели должны быть разработаны по каждой функции организации и по каждому уровню, т.е. должно быть развернуто "дерево целей": от Миссии организации к общеорганизационным целям, специфическим целям и конкретным задачам подразделений.

б) руководство по качеству;

Руководство по качеству, содержащее:

- область применения СМК, включая информацию о любых исключениях требований МС ИСО 9001:2000 с обоснованием данных исключений;

- описание методов реализации процессов, или ссылки на внутренние нормативные документы, где описываются методы реализации процессов;

- описание взаимодействия процессов СМК[3].

Под Руководством по качеству понимается документ, определяющий систему менеджмента качества организации.

в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;

Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Организация должна иметь документированную процедуру, определяющую порядок разработки и управления документами. При разработке этой процедуры рекомендуется учесть существующую в организации практику документооборота[3].

г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

д) записи, требуемые настоящим стандартом.

Запись - документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

К записям относятся, например:

- журналы по регистрации данных; - отчеты по аттестации персонала;

- отчеты о проверках качества; - отчеты по анализу СМК.

Управление записями СМК – это комплекс работ по систематическому и постоянному обеспечению организации всеми необходимыми данными по качеству продукции, результативности процессов и функционированию СМК.

Каждое структурное подразделение организации должно иметь и поддерживать в рабочем состоянии свой комплект документов, определяющий характер деятельности подразделения в СМК и обеспечивающий прослеживаемость результатов этой деятельности[2].


1.4 Процессный подход. Классификация процессов


В стандарте ИСО 9001:2000, основанном на процессном подходе, выделены четыре блока процессов (рисунок 1.1):

-         Ответственность руководства,

-         Менеджмент ресурсов,

-         Процессы жизненного цикла продукции,

-         Измерения, анализ и улучшение

"Процесс - это набор взаимосвязанных и взаимодействующих операций (действий), которые преобразуют входы в выходы для добавления ценности".[1] Добавленная ценность процесса - повышение результативности и эффективности деятельности организации вследствие целенаправленного изменения в процессе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.