Данные рекомендации являются выходными данными анализа системы менеджмента качества.
3.2 Рекомендации по улучшению деятельности
1. Ответственность руководства. Политика в области качества в ООО "Студия "РБС" не разработана. Однако, имеются стратегические цели и задачи, которые можно представить следующим образом:
• Удовлетворение потребностей потребителей путем повышения качества продукции, постоянного обновления ассортимента, гарантирования надежности продукции;
• Модернизация и расширение производства, совершенствование технологии;
Рекомендации:
1. Необходимо разработать и документировать политику, цели и задачи организации в области качества.
2. Определить и документировать ответственность и полномочия каждого работника по улучшению качества в СК. Для этого пересмотреть организационную структуру предприятия, штатное расписание. Необходимо разработать матрицу ответственности и полномочий в области качества, на основании которой разработать Положение об отделе и должностные инструкции Персонала.
3. Утвердить приказом Заместителя Генерального Директора по качеству.
4. Выделить ресурсы для разработки и внедрения Системы Качества.
5. Провести учебу Персонала по качеству.
2. Система Качества.
Для обеспечения гарантии качества и конкурентоспособности продукции необходимо создать и документально оформить Систему Качества.
Это означает:
1. Должны быть документально оформлены, выполняемые и проверяемые Методики, Процессы и Ресурсы, обеспечивающие соответствие продукции требованиям Стандарта ИСО- 9002.
2. Необходимо создать хранение полного комплекта ГОСТов, ОСТов, ТУ по всем материалам, элементам, узлам и конструкции продукции.
3. По основным требованиям к процессам управления и производства должны быть написаны Стандарты предприятия (СТП), Методологические инструкции (МИ), технологические карты, инструкции по сборке, испытаниям, контролю, упаковке, транспортировке, рабочие инструкции и т.д.
4. Согласно требованиям ИСО-9002 и ИСО-10013 должно быть составлено "Руководство по Качеству", как основной документ СК.
5. Разработать Программу и Планы по Качеству, как свод мероприятий по всем элементам, направленным на создание и эффективную деятельность Системы Качества.
6. Обеспечить документальные доказательства качества продукции (сертификаты соответствия, Дипломы, достижения в конкурсах, протоколы текущего контроля, рекламации).
7. Необходимо разработать документированные процедуры СК как по основным производственным процессам, так и по элементам СК.
3. Анализ контракта.
Отдел Маркетинга, проводит недостаточную работу по поиску Заказчика и продвижению продукции, анализу рынка. Не проводится анкетирование потребителей, изучение их требований к продукции.
При внесении поправок к контракту не разработаны методы утверждения данных поправок.
Не проводится входной контроль комплектующих материалов от разных поставщиков для анализа качества закупок.
На предприятии необходимо разработать и установить систему обратной связи с потребителем в виде:
– анкет;
– телефонной и факсимильной связи;
– жалоб, претензий.
Анкеты от потребителя должны обрабатываются отделом маркетинга. Информация доводится до всех заинтересованных лиц.
Претензии поступают директору, они должны расследоваться и анализироваться причины несоответствий. Анализ претензий должен доводиться до всех заинтересованных подразделений, которые производят корректирующие и предупреждающие действия.
4. Управление документацией и данными.
1. Необходимо разработать следующие документы:
• Нормативные стандарты предприятия: СТП, постановления, методики, инструкции СК;
• Руководство по качеству;
• Положения о подразделениях;
• Программу качества;
• Планы качества по отдельным видам продукции;
• Должностные инструкции;
• Конструкторскую документацию;
• Технологическую документацию;
• Документированные процедуры СК и организации производства;
• Протоколы испытаний и контроля;
• Акты и Отчеты внутренних проверок СК;
• План проведения корректирующих мероприятий;
• Документально оформленные изменения в документации СК;
2. Необходимо разработать и внедрить документы о процедуре контроля и управления документацией СК, включая:
• Порядок разработки, согласования, утверждения, выпуска, внесения изменений, хранения текущей документации, изъятия из обращения и уничтожения устаревшей документации;
• Порядок обеспечения подразделений и служб документацией СК;
• Ознакомление Персонала с документами СК.
3. Разработать единую систему кодирования документов.
4. Информационная база СК должна содержать данные, находящиеся:
• Нормативно-технических документах (ГОСТах, СТП, ТУ и др.);
• Договорах, устанавливающих требования к продукции;
• Протоколах контроля и испытаний на этапах входного, промежуточного и выходного контроля;
• Рекламациях;
• Протоколах анализа эффективности СК со стороны руководства;
• Актах анализа дефектов и отказов;
• Актах проверок СК внутренними и внешними аудиторами;
• Принятых корректирующих воздействий и оценку их эффективности;
• Финансово-бухгалтерской документации, содержащей сведения о затратах на качество и ущерба о забракованной продукции.
5. Управление процессом.
1. Разработать технологическую документацию.
2. Следует создать Документы производственного планирования новой продукции и проводить опытную сборку, изучая ее достоинства и проблемы.
3. Следует разработать технологические документы, рабочие инструкции, которые должны находиться на рабочих местах.
4. Создать процедуру внесения изменений в технологическую документацию.
5. Разработать методологические инструкции к входным, промежуточным и выходным испытаниям продукции.
6. Разработать документированную процедуру учета оборудования, приемку и сдачу его, а также закупку нового, профилактический осмотр, ремонт и списание старого оборудования.
7. Навести и поддерживать необходимый порядок на рабочих местах.
8. Разработать штатное расписание, ответственность Персонала за отдельные функции и операции, на основании чего написать и внедрить Должностные Инструкции различных категорий работников и Положение об отделах и участках.
9. Провести нормирование трудоемкости, материалоемкости основных процессов и операций для оценки себестоимости и расчета рентабельности.
10. Разработать мотивацию Персонала по повышению квалификации и по стимулированию к качеству работы.
11. Продолжить совершенствование управленческого учета.
6. Корректирующие и предупреждающие действия.
По анализу причин брака проводятся корректирующие действия директором. При отсутствии Системы Качества регулярных регламентированных корректирующих действий не проводится.
1.Разработать документированную процедуру проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий для установления несоответствий, указанных при внутренних проверках качества.
2.Указывать тип несоответствия, место, дату, ответственное лицо.
7. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка.
Следует указать, что складские помещения готовой продукции отсутствуют. Однако многие процедуры не документированы, а строятся на устной договоренности и на доверии между людьми.
8. Подготовка кадров.
1. Организовать обучение Персонала как внутри , так и вне его.
2. Планировать специализированное необходимое по всем категориям работников обучение, изучив предложения об учебе со стороны ВУЗов и фирм.
3. Вести регулярные записи о результатах обучения, вносить их в информационный "Банк данных".
4. Провести в два этапа обучение Персонала по качеству, ознакомив с требованиями СК.
5. Предусмотреть меры стимулирования обучения Персонала.
6. Разработать План карьерного роста сотрудников, зависящего от их квалификации, опыта и качества работы.
Внедрение СМК
Внедрение СМК на данном предприятии не требуется государством, так как продукция (услуги) не подлежит обязательному подтверждению соответствия, и решение о прохождении сертификации было вызвано лишь внутренними факторами: желанием усовершенствовать систему управления организацией, повысить качество оказываемых услуг, сделать связь с клиентами более тесной и открытой, создать механизм постоянного укрепления репутации. При этом само качество понимается как соответствие услуги требованиям клиента.
Мероприятия по разработке и внедрению СМК делятся на несколько основных этапов (рис.3.1).
Рис. 3.1. Разработка системы качества по ИСО 9000
Разработка и внедрения СК (рис.3.1) на предприятии состоит из 4 фаз. В первой фазе. Для проведения аудита качества существующей СК предприятия разрабатываются вопросники по всем элементам ИСО 9001 [10]. В отчете по аудиту приводятся отсутствующие элементы, недостающая документация и процедуры. Составляется перечень мероприятий, необходимый для разработки СК по ИСО-9001.
"Фаза решения" - проводится при получении отчета об аудите руководителями предприятия. Руководители, анализируя отчет, составляют план мероприятий по разработке СК и проводят его финансовую оценку. Руководству необходимо обеспечить СК кадровым составом, для чего создается Отдел качества, назначается ответственный представитель руководства по качеству (заместитель директора по качеству или главный менеджер). В Отдел по качеству могут входить аттестованные или аккредитованные испытательные лаборатории, отдел стандартизации с библиотекой и архивом стандартов, отдел технического контроля, отдел главного метролога, группа внутренних аудиторов.
Руководство разрабатывает миссию, стратегию организации и политику в области качества. Руководство, оценив объем работ и потенциал работников, составляет программу качества и планирует сроки завершения работ (от 8 месяцев до 1,5 лет). Фаза "Реализации" начинается с определения необходимых документов СК. Для этого выявляют основные и вспомогательные процессы, подлежащие сертификации, четко ограничиваются их пределы и определяются связи и взаимодействия процессов. Результатом оценки исходной и выходной документации процессов будет план по разработке и пересмотру документов СК. Основной документ СК- Руководство по качеству (п.4.3) представляет собой заключительный документ, объединяющий всю документацию по основным элементам СК. Основное внимание следует уделить обучению в области качества персонала, чья деятельность влияет на качество управления предприятием и качество продукции. Обучение проводится в 3-х уровнях: первый-высшее руководство (8 часов),второй-средний состав руководителей отделов (не менее 40 часов) третий-рабочие и исполнители – на рабочих местах. Фаза "внедрения" - предполагает внедрение документации на рабочих местах по мере ее разработки и утверждения, проведение внутреннего аудита системы, в результате которого выявляются несоответствия и выполняются корректирующие мероприятия. После того, как документация СМК разработана, внедрена и её требования выполняются (что можно проследить документально в ходе предварительного аудита), компанией заключается договор с органом по сертификации на проведение оценки соответствия СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13