Рефераты. Разработка антикризисной программы на предприятии






Кризис — изменения, переходный период в экономике, является следствием сложных природных явлений, порождаемых человеком, ошибками, его незнанием и недоверием. Понятие кризиса в недавнем прошлом заменялось термином — застой, трудности роста, проблемы развития. К. Маркс считал, что источником кризисов является столкновение интересов в экономике частных собственников, но длительный опыт 70 лет советской экономики доказал, что при устранении частной собственности на средства производства не исключена возможность кризиса. Кризисные явления обусловлены рисковыми ситуациями. Виды рисков многочисленны и требуют детального рассмотрения. В современных условиях перехода к рыночным отношениям рисковые ситуации изменились и во многом определяются рыночными отношениями.


1.2 Принципы антикризисного управления


С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей хозяйственной деятельности. Преодоление такого кризисного . состояния, диагностируемого как „угроза банкротства", требует разработки и осуществления специальных методов финансового управления предприятием.

Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название „Система антикризисного финансового управления". Эта система базируется на определенных принципах, к числу основных из которых относятся:

1. Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия предприятия. Теория антикризисного финансового управления исходит из того, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Ряд условий усиливают конкурентную позицию и рыночную стоимость предприятия. Другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что угроза банкротства предприятия реализует самый высокий уровень катастрофического риска, присущего финансовой деятельности предприятия, и связана с наиболее ощутимыми потерями капитала его собственников, она должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации [5].

3. Дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства предприятия обширный арсенал индикаторов его кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности предприятия, характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен.

4. Срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии предприятия. В соответствии с теорией антикризисного финансового управления каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать предприятие.

5. Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба их использования. Поэтому „включение" отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет, достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства).

6. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

7. Использование при необходимости соответствующих форм санации предприятия для предотвращения его банкротства. Если угроза банкротства диагностирована лишь на поздней ее стадии и носит катастрофический характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации не позволяют достичь необходимого эффекта в восстановлении финансового равновесия предприятия, оно должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболее эффективные ее формы [3].

Рассмотренные принципы служат основой организации антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства.


1.3 Нормативная база антикризисного управления


В Украине на сегодня сформирована многоуровневая система государственных органов, деятельность которых непосредственно направленная на проведение антикризисного регулирования экономики.

27 марта 2006 года решением Кабинета Министров Украины создан Государственный департамент по вопросам банкротства как правительственный орган государственного управления. Департамент входит в состав Министерства экономики Украины и ему подчиняется.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положением, а также приказами Минэкономики.

Департамент согласно возложенным на него задачам:

1)оказывает содействие созданию организационных, экономических и других условий для осуществления процедур восстановления платежеспособности должника или признание его банкротом;

2)обеспечивает ведение единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено дело о банкротстве, определяет форму представления арбитражными управляющими (распорядителями имущества, управляющими санацией, ликвидаторами) (далее - арбитражные управляющие) информации, необходимой для ведения указанной базы данных;

3)обеспечивает осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника;

4)организовывает работу по обеспечению подготовки, переподготовки и повышение квалификации арбитражных управляющих;

5)лицензирует деятельность арбитражных управляющих;

6)организовывает работу комиссии по подготовке предложений хозяйственному суду относительно кандидатур арбитражных управляющих, образованной Минэкономики;

7)выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Департамент для выполнения возложенных на него задач может образовывать по согласованию с Министром экономики в пределах предельной численности работников Департамента территориальные органы.

Банкротство как одно из юридических оснований ликвидации предприятий регулируется Хозяйственным кодексом Украины. Порядок и условия признания субъектов предпринимательской деятельности банкротами с целью удовлетворить претензии кредиторов регулирует специальный Закон Украины который действует в редакции от 30 июня 1999 г. и называется "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом". Этот Закон устанавливает условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности - должника или признание его банкротом и применение ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 2 данного Закона государственную политику относительно предотвращения банкротства, а также обеспечение условий реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признание его банкротом относительно государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, субъектов предпринимательской деятельности других форм собственности в случаях, предусмотренных Законом, осуществляет государственный орган по вопросам банкротства, который действует на основании Положения, утвержденного в установленном порядке. В Законе Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" определены такие его функции:

1)оказывает содействие созданию организационных, экономических, других условий, необходимых для реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признание его банкротом;

2)предлагает хозяйственному суду кандидатуры арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) для государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, относительно которых возбуждено дело о банкротстве, и в других случаях;

3)организовывает систему подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);

4)осуществляет лицензирование деятельности физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют деятельность как арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы);

5)обеспечивает реализацию процедуры банкротства относительно отсутствующего должника;

6)осуществляет ведение единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено дело о банкротстве, устанавливает и утверждает форму представления арбитражным управляющим информации, необходимой для ведения единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено дело о банкротстве;

7)организовывает проведение экспертизы финансового положения государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, при подготовке дела о банкротстве к рассмотрению или во время его рассмотрения арбитражным судом в случае назначения судом экспертизы и предоставление соответствующей доверенности;

8)готовит на запросы суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа выводы о наличии признаков скрываемого, фиктивного банкротства или доведение к банкротству относительно государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.