Рефераты. Разработка антикризисной программы на предприятии






Вместе с анализом внешней среды должен быть проведен также анализ его действительного состояния. Такой анализ должен содержать:

‒                   анализ платежеспособности;

‒                   анализ состояния и структуры капитала;

‒                   анализ оборотности (деловой активности);

‒                   анализ рентабельности;

‒                   другие составы в зависимости от направления деятельности предприятия и конкретных условий его функционирование.

Также должен быть проведен анализ ресурсов и возможностей предприятия, целью которого являются предотвращение установления недосягаемых или заниженных целей.

На этапе анализа состояния организации разные источники делают ударение на необходимости проведения SWOT-анализа (strength - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunіtіes - возможности и threats - угрозы), который поможет лучше понять и графически отобразить положение предприятия в конкурентной среде.

Важным элементом разработки стратегии предприятия являются его цели, ведь разработка и реализация стратегии является методом достижения целей организации. В зависимости от того, какая поставлена цель на следующий плановый период должна быть избрана и соответствующая стратегия по их достижению.

В любой организации существует несколько уровней целей, которые представляют собой иерархию целей. Цели высокого уровня ориентированны на долгосрочную перспективу. Они дают возможность менеджерам понимать влияние тактических решений на долгосрочные показатели предприятия.

Цели более низкого уровня ориентированные на средне- и краткосрочную перспективу и является средством достижения целей более высокого уровня.

Обобщая вышеупомянутые положения анализа предприятия, можно выделить три состава, которые должны быть результатом анализа внутренней и внешней среды и учитываться при выборе оптимальной стратегии для данного предприятия:

‒                   правильно выбранные долгосрочные цели;

‒                   понимание конкурентного окружения;

‒                   достоверная оценка собственных ресурсов и возможностей предприятия.

На основе проведенного анализа возможна разработка достижимой антикризисной стратегии развития предприятия. При этом чем более неустойчивым является положения предприятия, тем более тщательный критический анализ должен быть проведен по отношению к будущей стратегии организации.

Сделаем ударение на необходимости формирования альтернативных направлений функционирования предприятия, их оценке и избрании наилучшего из возможных альтернативных вариантов для его реализации. Этот процесс дает возможность менеджерам проанализировать возможные направления развития предприятия и при необходимости их реализовать.

По окончании разработки стратегии наступает этап ее реализации. На этом этапе определяется: какие подразделы будут нести ответственность и за что, какие информационные системы будут необходимы для контроля за реализацией стратегии, которые нужно будет реализовать и т.п..

С целью недопущения незапланированных отклонений от реализации намеченного оперативного или стратегического плана, необходимым является ведение контроля за этим процессом (предыдущего, текущего и итогового). Предыдущий контроль должен касаться, прежде всего, соответствия возможностей предприятия стратегии, которая избирается. Текущий контроль осуществляется в процессе реализации стратегии и имеет целью проявить и отстранить недостатки, ошибки, препятствия, которые могут повлиять на процесс достижения целей, намеченных в стратегии. Целью же итогового контроля является выявление отклонений (если такие есть) фактических результатов от запланированных и поиск их причин с целью недопущения в будущем.

В современной научной литературе предложено большое количество стратегий для антикризисного управления. Приведем наиболее широкий их анализ (табл. №3.1).

Таблица № 3.1 Стратегии антикризисного управления

Стратегии антикризисного управления

Содержание действий относительно выполнения стратегии

Свойство системы, которое является ключевым для обеспечения действенности стратегии

Особенности функционирования системы согласно ключевым свойствам

1. "Предупреждение"

Предусмотрение и предупреждение кризиса, подготовка к его появлению, недопущение или приостановление на начальном этапе

Стойкость

На протяжении определенного времени система способна выполнять свои функции даже при выходе параметров внешней среды за определенные ограничения

2. "Противодействие"

Противодействие возникновению кризисных явлений, замедление процессов их развития

Гибкость, адаптивность

Система может изменять цель, процессы достижения цели или цели функционирования в зависимости от условий внутренней среды системы и изменений в условиях функционирования системы

3. "Стабилизация"

Стабилизация ситуаций с помощью использования резервов, дополнительных ресурсов

Иерархичность, многофункциональность

На разных уровнях системы будут существовать разные способы достижения целей. Вместе с тем, отдельные элементы могут быть более стойкими к изменениям, а значит, за их счет появится определенное время для стабилизации других

4. "Выжидание"

Ожидание зрелости кризиса для успешного решения проблем ее преодоления

Надежность

Система способна реализовывать заданные функции на протяжении определенного периода времени

5. "Риска"

Нахождение в ситуации рассчитанного риска

Живучесть, безопасность

Даже если некоторые элементы системы повреждены, она может изменить цели своего функционирования за счет тех, которые остаются


Навыки и ресурсы имеют большое влияние на антикризисную стратегию а их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности предприятия. Менеджер должен наиболее полно мобилизовать ресурсы предприятия и распределить их таким образом, чтобы это имело наибольший эффект.

Если предприятие своевременно отслеживает появление угрозы и имеет достаточно времени, чтобы отреагировать на нее, то это предприятие может ликвидировать все проблемы. Но в кризисной ситуации изменения нужно реализовать в максимально короткий срок. Внедрение антикризисной стратегии является максимально эффективным, если она объединяется с адаптированной структурой управления к специфическим для данного предприятия условиям существования и является подконтрольной понятной, реально достижимой и разграниченной между подразделами системы целей.

Итак, для разработки эффективной антикризисной стратегии предприятия необходимо выполнение следующих положений:

‒                   всесторонний анализ изменений во внутренней и внешней среде организации ради выявления возможного их влияния на деятельность предприятия;

‒                   определение масштабов возможного влияния кризисной ситуации на хозяйствующий субъект;

‒                   разработка результативной для конкретных условий существования предприятия антикризисной стратегии;

‒                   реализация и контроль за разработанными направлениями развития организации.


3.2 Направления повышения конкурентоспособности предприятия


Экономические процессы имеют динамический характер, который помогает предприятиям в условиях острой конкуренции быстро адаптироваться к непостоянным условиям внешней и внутренней среды. Даже на протяжении небольшого периода времени объемы потребления очень динамические. В этих условиях выиграет (а в наших условиях выживает) то предприятие, которое быстрее других приспособится к реалиям времени и адаптируется к новым непривычным для нас условий.

Проблема реализации сделанной продукции стоит перед предприятиями очень остро. Появилась необходимость изучать рынок с его нуждами и стараться эти нужды удовлетворять быстро и своевременно.

В нынешней ситуации один из естественных и наиболее эффективных направлений дальнейшего развития отечественной промышленности - повышение гибкости, способности к адаптации предприятий к потребностям рынка.

Именно поэтому в данное время важным элементом антикризисного управления является повышение конкурентоспособности предприятия.

Конкуренция - экономическое соревнование производителей одинаковых видов продукции на рынке за привлечение большего количества покупателей и получение максимального дохода в краткосрочном или долгосрочном периодах.

В процессе конкурентной борьбы участники преследуют одинаковые цели - максимизация прибыли за счет завоевания преимуществ потребителей. Однако способы и пути достижения этой общей цели разные. Поэтому в конкурентной борьбе побеждает тот, кто раньше других добился определенных конкурентных преимуществ и захватил стойкий сегмент рынка. Но завоевание преимуществ - это только начало, намного сложнее удержаться на рынке, сохраняя свои конкурентные позиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.