Помимо сферы трудовой деятельности социальное планирование охватывает область общественного сознания и общественную активность членов коллектива.
Социальное планирование должно быть тесно связано с технико-экономическим планированием. Показатели плана социального развития должны быть обязательно согласованы с планом технического развития производства и повышения его эффективности, внедрением прогрессивной технологии, планом по труду и заработной плате. [10, с.7]
Психологические методы представляют собой способы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе оптимального психологического климата. Деятельность человека основывается на мысленном восприятии окружающего мира, в результате которого создаются определенные эмоции (положительные и отрицательные) как продукт функционирования головного мозга. Положительная реакция психики человека в условиях производственной среды оказывает непосредственное воздействие, с одной стороны, на его личные результаты, а с другой – на результаты деятельности всего коллектива. Руководитель должен создать такой психологический климат, который способствовал бы работоспособности коллектива и каждого его члена. Этого можно достигнуть путем комплектования малых групп, гуманизации труда, мотивизации, профессионального отбора и обучения работников.
Комплектованию малых групп должны предшествовать специальные исследования психологической совместимости работников, выявление их симпатий и антипатий. Методы гуманизации труда предполагают исследование психологического влияния на работников цвета, музыки, монотонности и др. Мотивизация – психологическое побуждение к труду, вызванное интересом, удовлетворенностью. Мотивов к труду может быть много, но наиболее существенными являются: содержание трудовой деятельности, заработная плата и возможность продвижения по работе.
Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность труда и т.п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их, вызвать внутреннюю заинтересованность в трудовой деятельности. Руководитель должен также постоянно заниматься профессиональным отбором и обучением кадров, уделять большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей работе.
Используя в управлении психологические методы, необходимо помнить, что их следует применять только в комплексе с организационными, экономическими и социальными методами, что дает возможность добиться оптимальной работы системы управления. [13, с.278]
Производственная педагогика. Овладение основами педагогических знаний и навыков – обязанность каждого руководителя, поскольку управленческая деятельность всегда содержит в себе известный элемент педагогики.
В управленческой деятельности каждый должен:
ü разъяснять работникам перспективы развития общества, а также их возможности в осуществлении долгосрочных целей и на этой основе решать сложные, но вместе с тем выполнимые задачи;
ü знакомить работников с целями, задачами и результатами производственной работы;
ü формировать цели и задачи вместе с работниками, чтобы они сознательно и систематически повышали предъявляемые к ним требования;
ü в воспитательной работе и при постановке задач, а также в процессе контроля за их решением учитывать индивидуальные особенности каждого работника;
ü ориентировать работников на рациональную деятельность, принимать во внимание их вероятную реакцию на получение задания и методы стимулирования. [3, с.230]
Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления отражена в табл. (см. Приложение 3). [26, с.82]
Вопрос о функциях и методах менеджмента (различие, связь и реальность) представлен схемой-таблицей (см. Приложение№4). [11, с.100]
1.3 Совершенствование методов управления в РФ на современном этапе
На протяжении многих лет в нашей экономике и отдельных ее отраслях превалировали административные, командные методы управления в ущерб экономическим, что соответствовало принципам построения и функционирования планово-распорядительной, директивной экономики. Поэтому следует особо отметить важную роль экономических методов управления, основой которых являются различные формы планирования и экономического стимулирования производства.
Усиление их роли в противовес административным методам управления является непосредственным следствием перехода к рыночным отношениям в экономике. Такой переход предполагает отказ от непосредственного, прямого участия государства в управлении производством, переход лишь к государственному регулированию экономики, демократизацию общественной жизни вообще. Можно заметить, что инструменты реализации методов управления в значительной мере остаются такими же, однако, если при административном управлении они применялись как инструменты прямого воздействия, то при экономических методах управления – чаще всего в целях косвенного воздействия. Направление управляющего воздействия смещается при этом из области постановки целей и задач область разработки способов их достижения. На первый план выходит необходимость создать условия, подталкивающие развитие производства в нужном направлении [9, c. 367].
Высшим исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в том числе и руководство экономикой, является Правительство Российской Федерации, которое в своей деятельности опирается на постоянные органы управления группами однородных взаимосвязанных отраслей, государственные комитеты, комиссии, министерства, федеральные службы, российские агентства, выполняющие определенные функции управления.
Среди них – некоторые федеральные министерства: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство по атомной энергии; Министерство государственного имущества; Министерство науки и технологий; Министерство природных ресурсов; Министерство региональной политики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство топлива и энергетики; Министерство труда и социального развития; Министерство финансов; Министерство экономики и др.
Государственные комитеты РФ: Государственный природный комитет; Государственный комитет по охране окружающей среды; Государственный комитет по рыболовству; Государственный комитет по связи и информатизации; Государственный комитет по стандартизации и метрологии; Государственный комитет по статистике; Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике; Государственный таможенный комитет и др.
Федеральные комиссии России: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергетическая комиссия.
Федеральные службы Росси: Государственная налоговая служба; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба России по делам несостоятельности и финансовом оздоровлению и др.
Российские агентства: Российское агентство по патентам и товарным знакам; Российское космическое агентство и др.
Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России.
В плане руководства производством ведущими из них являются центральные экономические министерства, комитеты и, прежде всего, - Министерство экономики Российской Федерации.
Главной задачей министерства экономики РФ как федерального органа исполнительной власти является определение в рамках единой общегосударственной социально-экономической политики путей и методов эффективного развития экономики страны.
Таким образом, властным органами на уровне правительства РФ закреплен отказ от централизованного директивного планирования экономического и социального развития страны. В соответствии с этим определяются и основные функции, выполняемые Министерством экономики РФ:
• организации и координирование разработки комплексного прогноза социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период времени;
• разработка свободного финансового баланса страны, экономическое обоснование статей доходов и расходов федерального бюджета;
• формирование бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (выполнение работ, услуг) для федеральных государственных нужд;
• анализ состояния и тенденций социально-экономического развития, подготовка докладов о состоянии экономики страны;
• организационно-методическое руководство и координация работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
• организация и координация разработок государственной инвестиционной и инновационной политики;
• разработка предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, внешнеэкономических связей;
• разработка государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению отечественных инвестиций за рубежом;
• разработка предложений по основам ценовой политики РФ, совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов;
• участие в разработке и реализации социальной политики;
• разработка и реализация экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства;
• разработка предложений по развитию рыночной инфраструктуры.
Кроме министерства экономики, важное место в структуре управления экономикой занимают также Министерство финансов, Министерство труда и социального развития и др.
Состав госкомитетов и министерств, по сравнению с существующей структурой управления, должен быть максимально сокращен, так как управленческий госаппарат непомерно разбух. С учетом производственно-технологических особенностей отраслей и их роли в развитии экономики в промышленности созданы и функционируют объединения предприятий различного уровня в виде ассоциаций, концернов и т.п. [6, с.163]
Глава 2. Анализ организационно-экономического механизма управления ООО «Бизнес Фудз»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Бизнес Фудз»
Объектом исследования данного дипломного проекта является общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Фудз».
Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Фудз» (далее по тексту ООО «Бизнес-Фудз») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17