Рефераты. Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан






В то же время в разделе «Оценка эффективности Программы» показатели оценки эффективности подменены ожидаемыми количественными результатами реализации Программы.

Так, заложенные в Программе критерии оценки эффективности не позволят в перспективе провести аудит эффективности ни по годам, ни в целом по Программе.

Дополнительно необходимо отметить, что обоснованность роста планируемых налоговых поступлений от субъектов  предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан к 2010 году до 32%, предусмотренного Программой на 2005-2010 годы, вызывает сомнение.

Темп роста налоговых поступлений от субъектов  предпринимательства в доходах консолидированного бюджета Республики Татарстан в среднем на протяжении последних четырех лет составляет 1% в год (в 2002 году – 4%, в 2003 году – 5%, в 2004 году – 6%), что позволяет спрогнозировать рост данных поступлений к 2010 году в пределах 12-15% к общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан.

Степень проработки мероприятий Программы, а именно отсутствие указания на объемы и источники финансирования, показателей результативности, перечня конкретных предпринимательских проектов, которые предполагалось финансировать в рамках определенных приоритетов, обтекаемость сроков реализации (по ряду мероприятий 2005-2010 годы) ставят под сомнение как качество Программы, так и возможность ее выполнения.

При осуществлении анализа Программы можно сделать следующие выводы.

Проводимая Правительством Республики Татарстан государственная поддержка  предпринимательства, в том числе на перспективу до 2010 года, в целом соответствует общегосударственной политике Правительства

В современных условиях с точки зрения снижения бюджетной нагрузки и исключения непосредственного финансирования субъектов предпринимательства наиболее оптимальным видом стимулирования и поддержки  предпринимательства является предоставление государственных гарантий.

При доработке Программы поддержки  предпринимательства Республики Татарстан на 2005-2010 годы предлагаем:

·        четко сформулировать цель Программы;

·        провести анализ результатов, достигнутых (не достигнутых) в ходе выполнения ранее реализованной программы, а также, исходя из содержания раздела, более подробно рассмотреть существующие проблемы  предпринимательства;

·        подготовить технико-экономическое обоснование Программы, определить объемы и источники финансирования Программы по годам, а также дополнить Программу разделом «Объемы и источники финансирования Программы»;

·        определить и указать в Программе показатели эффективности;

·        указать промежуточные (по годам) ожидаемые показатели реализации Программы (объемы выручки субъектов  предпринимательства, налоговые поступления от деятельности субъектов  предпринимательства в доходную часть бюджета Республики Татарстан, добавленную стоимость на одно малое предприятие и т.д.);

·        в разделе «Направления решений поставленных задач» меры государственной поддержки в сфере  предпринимательства определить исходя из задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации и Послании Президента Республики Татарстан, а также направлений, определенных в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы;

·        определить государственного заказчика – Кабинет Министров Республики Татарстан;

·        в разделе «Система организации контроля за выполнением Программы» в качестве органа, осуществляющего контроль за выполнением Программы на 2005-2010 годы, следует включить Счетную палату Республики Татарстан;

·        в разделе «Механизм контроля за реализацией Программы» также необходимо предусмотреть контроль за ходом выполнения Программы на 2005-2010 годы со стороны Счетной палаты Республики Татарстан.

Таким образом, в параграфе была рассмотрена Программа поддержки  предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы, были проанализированы ее положения и сделаны выводы.

3.3 Проблемы в области развития предпринимательства

и основные пути их решения

Развитие малого и среднего предпринимательства в России и Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства.

Итак, в данном параграфе дипломного исследования содержится перечень основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности.

а) Кредитование[48].

Многим  предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

б) Наличие административных барьеров[49].

Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

в) Недостаточная подготовка руководителей[50].

Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего предпринимательства или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

г) Отсутствие необходимой инфраструктуры[51].

Часто препятствием для развития малых предприятий становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Малые предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

д) Нехватка информации[52].

Несмотря на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве  и Казани технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно[53].



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хотелось бы сказать следующее.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (- лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.