Рефераты. Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан






 Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени.

Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Примерами могут служить сеть магазинов «Пятерочка», «Магнит» и т.п.

9.Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.

10.Благотворительная деятельность.

В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение роли предприятий  предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на развитие  и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие  предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.







 

 

 

ГЛАВА 3. Государственная поддержка  предпринимательства

в Республике Татарстан

3.1. Государственные органы,

регулирующие предпринимательскую деятельность в РТ

Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Сегодня в странах с развитой экономикой малые и средние предприятия являются важным «локомотивом» экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для развития предпринимательства имеет важнейшее значение,  как для малого сектора, так и экономики в целом.

Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов поддержки малого предпринимательства, система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства.

В регулировании предпринимательства Республики Татарстан задействованы многие государственные органы, в функции которых прямо не входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы.

Первая структурная единица, которую мы рассмотрим, - это Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Госсовете РТ.

Итак, в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства и частного бизнеса в Республике Татарстан, повышения конкурентоспособности товаров, производимых в республике, а также реализации Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства на Республиканскую межведомственную комиссию по экономическим и социальным реформам возложены функции по координации работ в области развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства в Республике Татарстан, включая проведение комплексной экспертизы нормативных документов в этой области[42].

При Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам создан экспертный совет с участием представителей частного бизнеса, который выполняет функции анализа действующих и разработки новых нормативных документов, обеспечивающих равную доступность для всех предпринимателей помещений и оборудования, земельных участков, установление соразмерной арендной платы, проведение аукционов, выделение дотаций субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм собственности в агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и осуществление других мер поддержки.

Также Республиканской межведомственной комиссии в праве вносить предложения согласно Указу Президента РТ следующего характера:

·        о внесении изменений в нормативные акты, предусматривающие поддержку частного бизнеса и предпринимательства;

·        о механизме государственной финансово-кредитной поддержки частного бизнеса при производстве товаров, преимущественно экспортоориентированных и импортозамещающих;

·        о порядке продажи предпринимателям по квотам продукции, реализуемой республиканскими предприятиями;

·        о совершенствовании порядка проведения аукционов по продаже государственного имущества с целью расширения возможности предпринимателей для участия в таких аукционах;

·        о введении в действие механизма регистрации заявок предпринимателей в одном центре, исключающего необходимость их обращения в различные инстанции;

·        о введении механизма комплексной плановой проверки хозяйствующего субъекта надзорными органами не чаще одного раза в год, взяв при этом за основу план годовых проверок налоговой службы;

·        о завершении приватизации в отраслях торговли, бытовых услуг, пищевой переработки, строительства, дорожного сервиса, малой химии, предусмотрев в 2001 году продажу доли государства в уставном капитале частному бизнесу;

·        о совершенствовании порядка сертификации товаров и услуг, в первую очередь розничной торговли;

·        об ответственности должностных лиц, включая руководителей министерств и ведомств, глав администраций, препятствующих хозяйственной деятельности субъектов частного бизнеса.

Следующей структурной единицей, которая оказывает регулирующее воздействие на предпринимательство, является Кабинет Министров Республики Татарстан. Данный государственный орган призван:

·        обеспечить завершение инвентаризации и паспортизации всех производственных площадей, разработку механизма подбора производственных площадок для частного бизнеса без финансовых затрат за эту услугу со стороны предпринимателей, создать республиканский банк данных незадействованных площадей и оборудования;

·        информировать предпринимателей о свободных производственных площадках, о емкости рынка товаров и услуг и рынка трудовых ресурсов, обеспечивать их участие в реализации государственного заказа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.